«Я специально говорю, что занял второе место – это мой маркетинговый ход»: интервью с ведущим Вадимом Коробковым

Самая честная, откровенная и развернутая информация, самые интересные мнения, самые острые и волнующие вопросы. В нашей рубрике «Интервью» – мнения звезд свадебной индустрии и дискуссии профессионалов на актуальные темы.

Интервью

Вадим Коробков не только ведущий, но и постоянный участник финалов премий, комик, сценарист и наставник. Редакция NEWESTA.MOSCOW пообщалась с ним и узнала, почему Вадим не любит конкурсы на свадьбах, часто занимает второе место и не выгорает.

Вы регулярно становитесь финалистом различных премий. Из-за этого сложился стереотип, что вы всегда на втором месте. Как вы к нему относитесь? И как попадать в финалы премий?

С точки зрения бренда, это так называемый «якорь», который я сам придумал. Всё началось где-то шесть лет назад. Тогда я участвовал во всех юмористических проектах, батлах и соревнованиях в сфере ивента, а потом появились Wedding Awards и Top100. Так вышло, что в юмористических баттлах я два раза подряд занял второе место и сам пошутил: «Почему я всегда второй?». И действительно, я везде выхожу в финал, где бы не участвовал. В большинстве премий не озвучивают баллы, а просто выкладывают списки с теми, кто попал в финал. Но я специально говорю, что занял второе место – это и смешно, и продвигает меня как специалиста на рынке. Даже после Top100 вокруг меня было больше шума, чем вокруг победителя. Победа – не цель, а цель – это максимальная выгода от участия. Есть определённые стереотипы о ведущих мероприятий – критерии выбора. Согласно им, это скорее всего будет высокий, красивый, немного смуглый, молодой человек с ровными зубами в приталенном смокинге и бабочке от Tom Ford. Но никто не представит меня. Я, мягко говоря, не подхожу под эти параметры. Девяносто процентов моих клиентов изначально говорят организаторам, что им не нужен ведущий. Я продолжаю тренд на сопровождение мероприятий интеллигентным комиком, потому и аудитория у меня другая.
У меня есть ряд навыков, которые не вписываются в общую характеристику. Но они отработаны настолько, что было бы странно мне не стать финалистом.

Планируете ли вы разрушать бренд второго места и стать победителем премии?

Участие в любых соревнованиях и премиях, тяга к первому месту – это история, которая пагубно влияет на человека. Победа не может быть целью, но может быть промежуточным этапом. Я расширяю свою аудиторию, участвуя в премии и становясь просто финалистом. Я всегда в игре и, конечно же, хочу победить. Но объективно смотря на всё, понимаю, что в своём сегменте я и так первый.
Скажу честно, прошлогодние и нынешние победители делают гораздо больше меня. Ребята уделяют много внимания своей упаковке. Я же в этом году позвал оператора только на одну свадьбу, чтобы сделать лайф-ролик. Люди собирают материал со всего сезона, а я взял материал только с одного лишь мероприятия. И получается, что все потратили на подготовку к премии год, а я – всего три дня. Думаю, не очень честно сравнивать усилия в этом случае. Если в этом году у меня будет время на сбор контента, то можно будет выиграть все премии. Но это не мечта, а просто определённый этап.

Какие сейчас есть популярные тенденции среди ваших коллег? Как вы к ним относитесь? Например, есть тренд на стендап среди ведущих и на определённые интерактивные фишки в проведении мероприятий.

Как такового стендапа нет на свадьбах, потому что его тяжело интегрировать. Это отдельный жанр, элементы которого могут присутствовать на мероприятии. Стендап – это рассказ, боль и личное отношение. А ведущий не имеет права нести его на чужое событие. Да я сам занимаюсь этим жанром юмора, но на мероприятии я комик – человек, который просто шутит. В стендапе я могу затрагивать сложные темы, но на мероприятии – исключительно положительные. Я всех всегда хвалю. И даже если рядом с зоной церемонии будет работать трактор, то я скажу, что все прекрасно – так и планировали.
Стендап не стал модным среди ведущих. Просто они стали задумываться о наличии хорошего и профессионального юмора на мероприятиях, так как в ведение пришло большое количество ребят из комедии. Им конечно же проще в нашей сфере. Поэтому ведущие начинают заниматься юмором – клиентам недостаточно просто стильного парня, они хотят ещё и весёлого. Если говорить о мультимедийных интерактивах, то всё зависит от стилистики мероприятия. У меня очень много фуршетных и гибридных проектов. И в таком формате наличие телевизоров или экранов смотрится колхозно, будто в придорожном кафе. С другой стороны, если на мероприятии много артистов и есть огромный экран, то странно будет его не задействовать. Но это не стоит превращать в квиз на час, лучше просто подготовить небольшие видео-вставки, шутки и комментарии. На самом деле, если посмотреть на индустрии свадеб и развлечений, с точки зрения ведущих мероприятий, то ничего нового не появилось. Просто у многих меняется внутреннее отношение к делу. Важно найти лишние моменты и просто убрать их. То есть конкурсы необязательны. Зачем тащить человека позориться, если он не хочет? А вот если пошутить про него хвалебную шутку или показать его красивые фотографию на экране, то ему будет очень приятно. Конечно есть люди, которые любят отрываться, им нужны конкурсы. Но я от таких мероприятий отказываюсь. Не люблю!

А почему вы не любите конкурсы?

Раньше я тоже вёл мероприятия с конкурсами: у меня все и танцевали, и хлопали в ладоши. Но в 2020 году я сел и подумал: мне самому будет приятно, хотел бы я сам участвовать в конкурсах? И понял, что не хочу. Мне стыдно за других людей, когда они при всех под музыку не танцуют, а именно пляшут. Мне неловко и неприятно. Поэтому я перестал проводить конкурсы. Эгоистично прозвучит, но я выстраиваю работу таким образом, чтобы она приносила мне удовольствие. Я могу отказать людям, если понимаю, что работать с ними мне будет некомфортно. Мои клиенты радуются, когда я сообщаю, что можно не произносить тосты и конкурсов не будет.
Есть два вида людей: одни, завидев ведущего, резко разворачиваются и уходят – они боятся его интерактивов, а другие прямо по газону пойдут к нему с видео на флешке, которое обязательно надо будет включить. Я за то, чтобы всем было комфортно. И весело может быть даже без конкурсов. Если ведущий умеет увлечь людей, ему есть что рассказать, то и гостям понравится.

Как без интерактивов занять гостей? Как не утомить присутствующих разговорами?

Во-первых, всегда нужно уметь вовремя замолчать. Люди это замечают и ценят. Кажется, что я хожу и бубню как радио, но нет. У меня, конечно же, есть и текстовые блоки, и прописанные шутки на определённые темы, однако, это всегда диалог. Например, мне довелось вести свадьбу, где жених был владельцем ресторана, обладающего звездой Michelin. И я начал развивать тему того, что высокая кухня – это здорово, но самое вкусное в моей жизни – это мамины жареные бутерброды со скумбрией и петрушкой. Пятнадцать минут одни из крупнейших рестораторов Москвы вспоминали и обсуждали любимые блюда из детства и делились рецептами холодца. Мне пришлось их даже останавливать.
Также у меня есть заготовленные юмористические блоки, но это не конкурсы, а лишь пародия на них. К примеру, я предлагаю угадывать фильмы по саундтрекам, гости соглашаются. Тут начинаю объяснять правила: за каждый правильный ответ даются баллы, они меняются на наклейки, их меняем на жетоны, жетоны – на магниты, а магниты мы сдаём в определённое место и с двух до трёх часов дня получаем там подарки. Никто ничего не понимает. И в этот момент я говорю: «Поехали. Угадываем фильм Телохранитель!». Диджей включает саундрек из «Телохранителя». Кто-то, смущаясь, угадывает, и так дальше несколько фильмов. И гости ничего особо не делая участвуют в этой шалости, они сами начинают шутить и подыгрывать мне. Таких творческих блоков много. Как-то я один раз написал маленький рассказ «Один день из жизни молодожён» по истории со слов пары. И на мероприятии его прочитал. Формат литературных чтений сложен, но его можно интегрировать в мероприятие. Иногда я читаю рассказы современников: Александра Цыпкина и Александра Маленкова, а иногда и свои собственные. Люди слушают с удовольствием.
Не стоит забывать, что ведущий – всего лишь клей, который скрепляет мероприятие. Если гостям нужно пообщаться, то я им не мешаю.

Как долго вы готовитесь к мероприятиям и каким образом?

В стендапе есть формат, который называется «Ворм Ап» – когда ведущий общается и знакомится с гостями. Это хорошо тренирует умение с нуля развивать любую тему, чем я часто пользуюсь. Львиная доля моей подготовки к мероприятию – это навыки и опыт. У меня большой багаж шуток, которые я когда-то написал. Очень часто я их вовремя вспоминаю или переделываю. Но это не значит, что в моём формате не нужна подготовка. За месяц до мероприятия молодожёны заполняют анкеты.
Также, если гостей на мероприятии будет до 50 человек, то про каждого я запрашиваю информацию: сферу деятельности и социальную группу – это многое говорит о людях. Кроме того есть общая тематика, заданная агентством – концепция, в рамках которой создаётся контент. Мы с организаторами делали свадебные выставки и перфомансы. Однажды на свадьбе я проводил презентацию гастрономических изысков, где для каждого блюда придумывал смешную историю.
Мне достаточно легко готовиться к мероприятиям, учитывая мой опыт и сценарные навыки. Я заранее прорабатываю и прописываю определённые ходы. А уже после знакомства с парой, всё это дорабатываю под них.

Как считаете, что такое экологичное взаимодействие с гостями? Почему об этом заговорили только сейчас?

Как-то один организатор в обратной связи сказал мне: «Когда ты ведёшь, мы можем уйти за кулисы и не переживать, что ты сболтнёшь лишнего». В моём случае это умение появилось благодаря работе с крупными брендами, где редактура позволяет несколько раз подумать над сценарием. Лучше не дошутить, чем ходить по грани.
Поскольку я часто сижу в жюри различных конкурсов, могу сказать так: ведущий может стараться и тратить много денег на продакшн, но одна шутка, задевающая кого-то, обрушит всё – этого человека уже не будут воспринимать.
Раньше многие ведущие шутили на свадьбах: «Чем же будут заниматься молодожёны в брачную ночь? Они будут считать подаренные деньги». В ней дважды нарушается правило этикета. Во-первых, очень грубо упоминать интимные подтексты о женихе и невесте. А во-вторых, финансы – тоже запретная тема. Шутить можно только в том случае, если ты восхваляешь человека. Нужно понимать контекст аудитории и времени, в котором мы живём. И тщательно выбирать слова. Ещё на свадьбе нельзя говорить про контракты и обобщать всё, что касается семьи. Глупо призывать пару равняться на родителей, когда те в разводе.
В моём случае, экологичность – это поиск поводов для сказанного. В регионах есть ведущие, которые жёстко шутят над гостями и устраивают им прожарку. Но я уверен, что в формате мероприятия это неуместно. Всегда можно найти тему для обсуждения. Быть экологичным – значит не быть токсичным.

Вы занимаетесь стендапом и даже выступаете, как комик. Как это помогает вам в деятельности ведущего и не мешает ли?

В стендапе есть несколько ярких моментов, которые помогают ведущему. В первую очередь он учит не обесценивать произносимые слова. Некоторые ведущие произнося шутку, но не верят в неё. И вместо того, чтобы посмеяться над ней, все гости переживают за него. А сама шутка то смешная, просто сдана неуверенно. Нужно быть абсолютно уверенным в своих словах. Ещё человек, занимающийся стендапом, может слушать тишину.
Также стендап учит ценить время. У некоторых ведущих есть проблема: они выходят и что-то говорят без остановки. Ключевое слово – что-то. Никому не интересно, никто не сконцентрирован на нём. А всё потому, что он бубнит. Важно уметь расставлять интонационные паузы, знать когда замолчать.
Но мне кажется, самая неявная вещь – это позиционирование. В стендапе со временем комик создаёт себе определённый юмористический образ. Например, я – неунывающий оптимист. Если вспомнить сериал «Друзья», то там таким персонажем был Чендлер – наивный и классный парень. Я не играю роли звезды и умника – это не моё. Не боюсь ошибиться, оговориться или перепутать чью-то фамилию – никто на меня не обидится. Люди понимают, что в этом формате моя задача именно развлекать. Я веду себя на мероприятии так же, как и в жизни. Многие приходят к этому не сразу.
Стендап – это сильный самоанализ, который помогает познать самого себя и в жизни, и в работе ведущего.

Ваш курс по юмору – что это такое? Как можно научить кого-то юмору, как проходит это обучение?

Ещё живя в Воронеже, я создал курс для ведущих мероприятий и туда интегрировал блок о комедии. Знаете, есть одарённые люди в плане юмора. Я не такой, поэтому долго учился и переводил много специальной литературы, а в итоге создал свою теорию юмора. Я попробовал её с ребятами с курса ведущих и у меня всё получилось. Действительно можно научиться шутить, не важно мальчик ты или девочка. В социальной сфере почему-то есть стереотип, что шутить – это не женское занятие. Однако, у меня среди сценаристов, один из самых смешных – это девочка. Парни там даже и рядом не стояли.
Уже в Москве я попал в проект «Дом с проведением», где учили импровизации. Там я рассказал свою теорию стереотипов, которая быстрее объясняет, как писать шутку.
Потом я решил провести обучающий курс. Сначала прошёл один, потом второй, а потом ко мне обратились из «Мегафон». Скоро ко мне стали обращаться бизнесмены, часто выступающие на презентациях. Им необходим был навык создания шутки: не стать комиком, а понять как шутить. В юморе важна регулярная практика, без неё ничего не выйдет. Это всё равно что посмотреть выступление AC\DC, сказать: «Понял!» и попытаться повторить. Ничего не выйдет, нужно много тренироваться. Только после этого появится навык.
А ещё люди умеют «опыляться»: когда человек находится в среде, где все шутят, он и сам начнёт шутить.
В будущем мой курс будет сегментирован: для мальчиков и для девочек, юмор в соцсетях и юмор в презентации.

Знаем, что у вас есть книга «Блокнот ведущего». Как вы решились и почему всё-таки написали её? Для кого она?

Книга появилась в результате удачного челленджа: я поставил себе цель в течение года ежедневно писать полезные статьи. На 15 день я пожалел об этом, на 30 день у меня кончились идеи, на 100 день я смирился, а на 150 день я уже мог ехать за рулём автомобиля, говорить по блютуз гарнитуре и правой рукой печатать на телефоне статью. Этот навык до сих пор со мной. Чтобы создать «Блокнот ведущего» мне приходилось читать много литературы о бизнесе и психологии. У книги очень разорванная структура, и когда человек её читает, он просто делает себе пометки.
Это классная книга – она лучше любых курсов для начинающего ведущего. Поскольку я написал её в «доковидные» времена, то с какими-то вещами уже не согласен и хочу её обновить – сделать более актуальной.
Изначально я писал «Блокнот ведущего» для себя. Он много раз помогал мне.
Ещё я думаю о том, чтобы выпустить книгу с юмористическими рассказами. Но внутренний перфекционист не даёт мне этого сделать. Допустим, я пишу рассказ, перечитываю его через пару месяцев и удаляю, считая его недостаточно хорошим.

Расскажите о своей авторской группе «Слова». Как вы появились и для чего?

В «Словах» сейчас 25 человек. Это идейные ребята – выпускники моих курсов или знакомые по стендапу. Так получилось, что периодически мне поступали предложения написать сценарий. Со временем их становилось больше и я перестал успевать. Поэтому решил попробовать передать некоторые задачи знакомым ребятам.
Во время пандемии, когда мероприятия были в онлайн-формате, ко мне обратились из Альфа Банка: за несколько дней до важного прямого эфира им сдали плохой сценарий. Мы с ребятами переделали его всего за три ночи – так появилась авторская группа «Слова». Уже в 2020 году мы стали писать сценарии для звёздных ведущих и сотрудничать с крупными компаниями. Основной наш профиль – юмористические тексты на мероприятия и реклама. Мы планируем открыть направление дизайна, чтобы визуализировать и создавать полноценные медиа проекты.

Помимо проведения мероприятий вы ещё занимаетесь стендапом, созданием сценариев, написанием книги и проводите курсы. Как вы всё успеваете и не сходите с ума? Где находите силы для работы и время на отдых?

У меня очень плотный график, но мне всё это нравится. Я не устаю и не схожу с ума. Многие ребята страдают и выгорают от того, что ведут мероприятия, которые не нравятся им. Когда у меня неделю нет свадеб, я начинаю грустить! В авторской группе «Слова» все ребята – опытные сценаристы, поэтому я просто редактирую их работы. Также у меня есть менеджер, который общается с клиентами и берёт на себя бумажную волокиту. На стендап я не трачу много времени, это вообще можно назвать образом жизни – мне нравится выступать, рассказывать о своей жизни. И вообще, у меня хорошие навыки тайм менеджмента: если я ставлю себе определённый срок на задачу, то обязательно в него укладываюсь.
Сейчас один телевизионный канал предложил мне стать их телеведущим. Я пока не уверен и сомневаюсь, но хочу попробовать, а уже потом определиться. Я легко отказываюсь от того, что мне не подходит. Нет ничего плохого, если что-то не получается. Пока я всё делаю в удовольствие и всё успеваю.

Скажите, как долго планируете быть именно ведущем? Есть ли у вас планы сменить сферу деятельности? Если да, то куда пойдёте?

Я молодой, мне только 37 лет. Как только из индустрии начнут пропадать успешные коллеги постарше – это будет жёлтый сигнал, что пора и самому собираться.

У вас есть прогнозы для ивента на приближающийся сезон?

Я очень много читал о том, что в кризисные времена людям требуется больше развлечений. Свадьбы – это сильно семейное мероприятие. После пандемии праздники были очень тёплые и душевные. Люди настолько соскучились друг по другу и радовались встрече, что очень часто даже продлевали мероприятия. Сейчас ситуация тоже нестабильная: никто не знает, что будет завтра, все переживают. Из-за этого люди не жалеют денег на праздники, особенно на свадьбы. Они просто не знают для чего их копить.
Ещё я надеюсь, что мы когда-нибудь начнём делать свадьбы в Китае. Там очень красивые и неизведанные нами места. Я бы с удовольствием провёл там мероприятие.

Дайте по одному совету ивентщикам и парам, которые готовятся к свадьбе.

Могу дать только общий совет, который будет похож на цитату из «Вконтакте». Нужно заниматься тем, что тебе нравится, и не делать того, что тебе не нравится – тогда ты будешь счастливым. Это решает все проблемы! Молодожёнам я бы дал похожий совет: делайте то, что вам нравится, но в первую очередь доверяйте своим организаторам. Ведь если вы сами выбрали человека, пройдите весь путь подготовки с ним.

Вадим Коробков

Ведущий

Вадим Коробков — ведущий мероприятий, стендап комик, сценарист, наставник и автор книги «Блокнот ведущего». Его выбирают те, кому нужны не конкурсы и активности, а лёгкая и уютная обстановка, интересные беседы и тонкий юмор. Вадим умеет найти подход к каждому и прекрасно знает, как сделать мероприятие весёлым и комфортным.