«Я передумал быть рок-звездой»: интервью с фотографом Артуром Погосяном

Самая честная, откровенная и развернутая информация, самые интересные мнения, самые острые и волнующие вопросы. В нашей рубрике «Интервью» – мнения звезд свадебной индустрии и дискуссии профессионалов на актуальные темы.

Интервью

Недавно мы узнали долгожданные итоги премии Wedding Awards Russia. Лучшим свадебным фотографом стал Артур Погосян. Накануне мы обсудили с ним, как стать рок-звездой, его курс Serial killer и движение свадебной индустрии к «возрождению».

Вы в очередной раз стали финалистом Wedding Awards Russia, и ваш проект Serial killer получил номинацию. Нет ли ощущения, что вы уже всего добились?

Нет ощущения, что я всего добился и теперь пойду на пенсию. Если говорить о номинации проекта – для меня это новый опыт. Мы с Яной Меф проделали большой путь с ним: провели очень много работы и получили классные результаты. Поэтому мне эта номинация важна, как и «Лучший свадебный фотограф». Это история про возможность отплатить индустрии за ту поддержку, которая у меня была долгое время. Я участвовал в премиях, когда-то выигрывал, когда-то нет, но достиг уровня, при котором уже могу делиться информацией с другими ребятами. При этом я сам ещё учусь и не считаю себя гуру, достигшим потолка. Участвуя в конкурсах, я доказываю самому себе, что ещё в деле и имею право учить людей. На мой взгляд, преподаватель должен быть активным в своей профессии. И я — активный профессионал, занимающий финальные позиции, и могу этому обучить. У меня такое ощущение, что всё только начинается. И я очень сильно возбуждён от того, что сейчас как будто происходит ренессанс. И я чувствую максимальный взлёт. Поэтому, мы только начинаем шоу!

Помимо участия в WA вы ещё и являетесь членом жюри. Как это сочетается? Нет ли к вам особого или излишне предвзятого отношения, когда вы участник?

У меня вообще две личности. Первая – переживающий участник. Сейчас я очень нервничаю, так как у меня три номинации в финале: две по фото и одна по образовательному проекту. А вторая – судья. В целом, я понимаю, как это работает, но одновременно я вообще не в курсе, кто и какие оценки кому поставил. Но стоит сказать, что эти две личности никогда не совпадают.
Я сам сужу региональные премии, где принимают участие мои же ученики. По идее следует завышать им оценки и получать успешные кейсы для проекта. Но именно мои ученики на премиях раздражают меня больше всего: я им объяснял, как и что делать, а потом они отдают на премию серии, где есть непозволительные ошибки. Поэтому своим ученикам всегда ставлю минус балл или полбалла. Я как злой тренер себя веду – никогда не завышаю оценки ученикам или своим друзьям. Например, в прошлом году в номинантах были близкие мне люди. Но я понимал: они супер профессионалы, к ним есть соответствующие требования, а поэтому оценивать их нужно как топов. Конечно тяжело переключиться с дружбы на судейство, но это честно и профессионально. Думаю, и ко мне жюри относятся строже, потому что учитывают мой опыт. Я заложник своего статуса в какой-то степени. Это как с Квентином Тарантино: через год выйдет его последний десятый фильм, и все ожидают очень многого от него. Поэтому мне кажется, что опытному специалисту труднее залететь, чем новичку с крутой серией.
Есть ситуации в которых я могу завысить балл, но только незнакомым и удивившим меня людям. Например, на премии в прошлом году я судил серию одной девушки: работа была плохая, но в ней присутствовал какой-то луч надежды. Когда я вижу зарождение звезды, которой нужно немного помочь и подтолкнуть её, то могу завысить оценку. Нам нужно, чтобы появлялась новая волна молодых людей, которая даст свежесть индустрии. Если таких самородков находить и помогать им двигаться дальше, то будет круто. Тут разговор абсолютно не про деньги и титул. Мне просто хочется, чтобы эти люди достигли успеха и поменяли визуал в свадебной сфере.

Как человек, занимающийся фотографией, и как член жюри премии, скажите, какие сейчас основные проблемы есть среди фотографов?

В этом году я вижу большой прогресс. В целом все проблемы свадебной фотографии были поэтапными и логичными: сначала мы снимали классику, потом начали экспериментировать, и так снова и снова по кругу. Сейчас у нас финальный этап, когда люди поняли, что пора уходить от формы и начать заниматься содержанием. Это очень видно в работах на премиях. Если говорить, например про Wedding Awards, там процентов восемьдесят участников – очень достойные ребята. А если говорить именно про регионы: в прошлом году всё было в два раза слабее, чем в этом.
Проблема фотографов и всех профессионалов в целом – попытка выделяться трендами. А это нужно делать своей системой знаний. Если ты хорошо знаешь математику, то можешь решить одну задачу разными способами. В нашем случае способы – это оригинальный контент, который мы делаем.
Ещё есть ребята, нацеленные больше на форму и ремесло, на то как продать себя. Они не думают о фотографии и об искусстве в целом. Но начался перелом. Мне кажется, что я и остальные мои коллеги – мы поднимаем уровень фотографии. Наша индустрия и так самая лучшая в мире, но, думаю, через пару лет мы будем на недосягаемом уровне.

Что для вас фотография, какие смыслы вы вкладываете в это понятие?

Любая фотография должна рассказывать историю: это может быть портрет, композиция из людей, да и всё что угодно. Она должна передавать настроение. И чтобы такую фотографию сделать, нужно обладать большим спектром знаний. А чтобы рассказать историю в нескольких снимках, нужно чтобы мозги работали на все сто пятьдесят процентов. Мы стараемся погрузить человека в состояние героя наших фотографий. Знаю, для свадьбы это как будто бы странно звучит. Но я сделал нестандартную концептуальную серию, правильно используя всё, о чём я рассказываю своим студентам, и вошел в финал номинации «Лучший свадебный фотограф». Любой приём должен двигать историю. Вы наверное видели серии, снятые на плёночные мыльницы с чёрными рамками – одно время был бум. Но это приём ради приёма, который легко сделать. И в итоге все фотографы, которые не хотят думать о композиции и не умеют рассказывать истории, делают одно и то же. Это простой пример формы ради формы.

Как будучи топом, выделяться среди других топов, и делать это круто?

Глобально, в топе нет случайных людей, там все на своём месте. Все разные и у каждого есть свой визуальный язык. Но моя супер сила в том, что я рассказываю истории, делая это артово и с добавлением сложных концепций.
На самом деле, те сложные знания, что я применяю в своей работе, можно использовать на простые серии. Через усложнение мы приходим к простоте. Допустим, у тебя в голове целая математическая наука, но ты легко можешь поместить её в маленькую формулу. В этом и суть. Я вот люблю делать сложно. А, к примеру, Стивен Спилберг — очень умный человек, но снимает достаточно простые и понятные публике фильмы.
У ребят из топа, с которыми я общаюсь, тоже в головах есть эта система. Поэтому мы все такие разные. И поэтому мы на своих местах. Я шел восемь лет к пониманию проблем, я восемь лет был фотографом-лузером, грубо говоря, и почти что заканчивал свою карьеру. Но в один момент ко мне пришло понимание, что нужно сделать.

Как так вышло, что в свадебную фотографии пришли элементы арта и фешн? И куда движется свадебная фотография сейчас?

Это было как будто два или три года назад. Все начали делать фешн на свадьбах, но взяли только форму, забыв о содержании. Никто не понимал, что это такое, как оно работает и какая у него концепция. Из-за чего свадебная фотография начала испытывать большой кризис. Если среднестатистический свадебный фотограф говорит, что будет делать фэшн, то для него это ломаная поза у невесты и искусственный, желательно разноцветный свет. На самом деле в фешн-съёмках есть концепции. Всё это идет от истоков фотографии и художественного искусства в целом. Как только ребята начинают копать глубже, материал становится интереснее и круче. Если раньше мы уходили в форму, то сейчас мы приходим к содержанию и к фотографии в классическом понимании. Мы не только делаем странные позы и снимаем невест в классных нестандартных платьях, а занимаемся искусством в целом, что очень круто.

Многие говорят о кризисе индустрии, например, организатор Александр Белов. Как вы считаете, в каком она состоянии и что может её ожидать?

В системе координат Александра это действительно кризис, потому что его концепции и театрализованные свадьбы немножечко сходят на нет. Хотя мы это обсуждали в моём подкасте: он всё понимает и один из немногих перестраивается.
Если говорить про свадебную индустрию и сами свадьбы глобально, то мы идём к упрощению. Классика и цветы останутся, но в целом форма начинает уходить, а на её место приходит содержание – новая искренность. Мы уже не играем в букеты и платья, а играем в человеческие чувства. А чтобы их передать нужно обладать глубокой системой знаний. Поэтому настоящая фотография и встаёт на первый план. И настоящие люди: все кто в топе такие. Ушла пластиковость и соревнования «кто сделает лучше». Поэтому, думаю, в ближайшие два года мы поймём, кто настоящий профессионал. Для меня это кризис, ведущий к развитию. Это как пробуждение! Все, у кого я беру интервью в своём подкасте, говорят примерно одно и то же – мы приходим к чему-то более настоящему. Думаю в ближайшее время мы придём к откровению и «сотворению мира». И очень круто, что я буду это видеть и иметь отношение к этой новой волне.

В какой момент вы поняли, что пор начать учить других людей? Что для вас значит проект Serial killer и какие цели вы преследовали, создавая его?

Я мог начать обучать еще в 2018 году, когда впервые выиграл Wedding Awards. Тогда у меня в голове не было никакой системы. И в течение нескольких лет она у меня укладывалась в голове.
Свадебные фотографы всегда были ремесленниками с полным отсутствием бэкграунда по базе фотографии и искусства. Будто мы снимали постоянно одно и тоже, копировали друг за другом, от чего индустрия не развивалась. И я для себя начал копать глубже, а потом понял, что этим можно делиться с другими ребятами. В итоге студенты Serial killer взяли все региональные премии, а десять человек попали в двадцатку Top100.
Для меня всё-таки свадебная фотография – это искусство. Хотя некоторые издеваются и шутят: «Артур, почему ты усложняешь? Зачем нам этот арт? Просто сфотографируй туфельки невесты, и всё будет круто». Я так не считаю. Поэтому и готов донести ребятам эту идею. А что самое интересное, она срабатывает на всех по-разному: у всех возникает собственный стиль, основанный на искусстве и кино.
Для меня важно развитие индустрии. Я уже человек немолодой: рано или поздно, нескоро, но всё закончится. И будет круто, если после меня останутся ребята. То есть я не тот старичок, забравший себе все свадьбы. Я за то, чтобы все мы вместе развивались. И чем больше это будут делать молодые ребята и вся индустрия, тем больше мы все вместе пройдем вверх – это основная цель.

Ваш образовательный курс получил номинацию. Расскажите о нём поподробнее, почему решил подавать его на премию?

Идея подавать Serial killer на номинацию была моей: я понимал, что он особенный. У нас уникальный формат и треть курса построена как фильм: со сторителлингом, отсылками и искусством. Мы с Яной хотим сделать из рядового свадебного фотографа-ремесленника не антагониста искусства, а именно его часть. Это очень крутой продукт, которым я горжусь сильнее, чем своими работами. Мы через узкую тему выходим на понимание фотографии в целом. Я как серийный убийца заманиваю к себе учеников, чтобы они научились собирать серии. А на самом деле даю им намного больше информации. Я очень доволен этим продуктом, поэтому и решил подать его на премию. Естественно, у нас были сомнения, потому что мы с Яной не знали, как работает эта номинация. Если я знаю, как работает «Лучший свадебный фотограф», то могу примерно помочь студентам выбрать правильную работу. А тут не понятно. Поэтому была сильная радость, когда мы получили номинацию.

У вас есть канал на YouTube и в Telegram, образовательный курс, «запрещённая соцсеть», – всё, что создаёт личный бренд. Есть ли различия между Артуром-лицом бренда и Артуром-реальным человеком?

У меня в голове этого различия нет. Но иногда ту иронию, которую я закладываю и в своем телеграм-канале и в «запрещённой соцсети», некоторые не считывают, к сожалению. Это про шутки о том, что я величайший и всех уничтожу. Я очень самокритичный и сомневающийся человек. Так что это всё жесткая самоирония. То есть о себе я не думаю как о величайшем. Только о Serial killer так думаю.
А я на самом деле добродушный и весёлый парень. Когда мы недавно были в Питере на премии, многие ко мне подходили и говорили: «Артур, ты такой классный, со всеми тусуешься. А мы думали, что ты суперзвезда». Возможно такое впечатление складывается, потому что мой юмор местами странноват. Поэтому я допускаю, что при знакомстве со мной люди приятно удивляются. Потому что я позитивный и добрый. Например, я самый последний ухожу с вечеринок. Когда топы приходят тусоваться, они со всеми поздороваются, сфоткаются и уйдут по делам. Я же могу до утра с оставшимися ребятами ещё болтать в какой-нибудь подворотне. Поэтому все удивляются: образ один, а сам я простой.
Если подытожить, то разница есть. Но только для тех, кто со мной недавно знаком или недавно подписан на мои соцсети и не понимает мою самоиронию. Но всё это появилось само собой, органично. Я ни разу не сидел и не думал, какой образ мне придумать. Вот для промо к Serial killer продумывался конкретный персонаж, потому что я хотел, чтобы он ассоциировался с миром искусства и кино, и у людей было чувство причастности к этому.

Не мешает ли вам самокритичность и тревожность в работе и в искусстве. Это можно назвать синдромом самозванца?

Ну это не синдром самозванца. Я комфортно себя чувствую в своей профессии. У меня есть свой стиль и какие-то шаблоны. И я понимаю, что начинаю утопать в них, начинаю повторять сам себя. От этого мне становится некомфортно и появляется неуверенность. Если вернуться к Квентину Тарантино, почему он в свои шестьдесят лет снимает последний десятый фильм? Он боится устареть и понимает, что в его возрасте мозг уже не так быстро работает и фантазия уже не та. Из-за этого одиннадцатый фильм может получиться хуже, чего Тарантино допускать не хочет. У меня есть подобный страх, но я понимаю, что ещё молод.
Сейчас у меня как будто расцвет сил. Говорят, что тревога и неуверенность – это двигатель деятельных людей. Им всегда не нравится результат работы. У меня есть ребята, которые говорят: «Считаю серию великолепной, переделывать не буду. Если не выиграю, то меня не поняли!». Такие люди сразу заканчивают карьеру. Поэтому постоянная глобальная тревога двигает моё дело. Я всегда в своей работе, она и есть моя жизнь.

Вы рассказывали в социальных сетях о том, что стали снимать свадьбы, как рок-концерты. И всё стало получаться, просто потому что вы хотели стать рок-звездой. Какие сейчас у вас планы? Кем хотите стать?

В каком-то смысле сейчас я и стал рок-звездой: гастролирую по городам, веду мастер-классы. Сначала было круто – это же то, чего я хотел! Но это всё настолько утомляет: постоянные перелёты, невкусная еда в самолётах и дебильный растворимый кофе. Короче я передумал быть рок-звездой!
Ещё в детстве я хотел стать кинорежиссёром. У меня такое ощущение, что создавая Serial killer, я его режиссировал. В дальнейшем хочу сделать большой проект по фотографии, написать книгу и организовать выставку. Думаю, что высшее фотографическое сообщество в Париже и Нью-Йорке меня уже не примет: я уже не молодой артист и, скорее всего, не сделаю ничего сверхординарного. Но хочу для себя поиграться в фотографа. Это для меня следующая цель. А потом может через лет пять или десять я сниму собственный фильм. Планов куча, главное, дожить!

Фотограф Артур Погосян

Артур Погосян

Фотограф

Артур Погосян уже больше десяти лет занимается фотографией. Всё время совершенствует свои умения, ищет новые способы и приёмы. Он смотри в саму суть, а поэтому его свадебные серии – это уникальные истории о чувствах.