В своем жанре: что нужно знать о репортажной и постановочной съемке

В этой рубрике собраны ответы на самые популярные вопросы о подготовке к свадьбе, призванные существенно облегчить жизнь всем невестам и женихам — и тем, кто организовывает свой праздник самостоятельно, и тем, кто обращается за помощью в агентство. Наши эксперты — опытные свадебные профессионалы — честно рассказывают обо всем, что волнует молодоженов.

Энциклопедия

Где будет уместна постановка, а где — чистый репортаж, что подойдет для вашей свадьбы и как не бояться камеры, расскажут в рубрике Энциклопедия топовые свадебные фотографы Москвы.

Сделайте нам красиво

У обычных людей, не связанных с фотографией, слова «репортаж» и «постановка» будут ассоциироваться скорее с журналистскими сюжетами, чем со свадебной фотографией, а разобраться в разных жанрах в предсвадебной суете — та еще задача. Хорошая новость: если фотограф на мероприятии — опытный профессионал, то, скорее всего, он сможет отснять и фотосессию в красивой студии, и трогательные слезы ваших родственников на церемонии.

Из опыта фотографа Федора Бородина:

Вокруг репортажной и постановочной съемки даже в среде профессионалов много мифов — давайте разберем их?
Я часто слышу, что постановка — это, может, и красиво, но однообразно и сплошная синтетика. Чтоб понять, что это не так, посмотрите на кино или театр: за редким исключением имеет место точная, контролируемая режиссура, и только от уровня постановщика и актеров зависит, поверим мы в происходящее или нет. Дело не в том, давать или не давать указания, моделировать или плыть по течению. Важно уметь делать это хорошо и, главное, понимать, где это уместно, а где нет. Нет ничего хуже неумелой, неестественной постановки, но ведь, посмотрев плохой фильм, мы не перестаем верить в великую силу кинематографа? А сколько замечательных примеров динамичной, интересной, завораживающей постановки можно найти в фэшн-фотографии?
Репортаж же, наоборот, часто винят в излишней документальности. Мол, это действительно настоящие моменты, но не все готовы настолько открыться, поскольку фотография может не только правдиво передать, но и в неумелых руках исказить и изуродовать неудачным ракурсом, светом, полуфазой. Пожалуй, что здесь важны все те же вещи: видение, наличие опыта и профессионализм. И тогда даже «религиозный» репортажник, для которого принцип невмешательства — основа основ, будет искать максимально возможную красоту в происходящем, используя доступные ему средства и приемы. А что говорить о матером фотожурналисте? Он и подавно будет контролировать ситуацию всеми возможными способами, даже вмешиваться и поправлять, разумеется там, где это уместно, и максимально сохраняя суть и дух происходящего.
Выходит, что не такие это уж и полярные жанры. Таковыми их делают узкоспециализированные фотографы. На мой вкус, свадебный фотограф должен хорошо уметь и то и другое: и чтобы постановка получалась живой, репортажной, и чтоб репортаж был красивым и осмысленным.

Из опыта фотографа Дениса Щербакова:

Для меня в свадебной фотографии важно показать не то, как все идеально и какое именно на невесте платье в пол — мне важно показать именно событийность, зафиксировав не только молодоженов но и то, что происходит вокруг них. Но если в течение дня пара хочет постановочные кадры — почему бы и нет? Например, фото родителям в рамку обязательно нужно. Молодожены могут быть и за современный какой-то формат репортажа, но родители и близкие родственники наверняка скажут: так, а где фото, где вы стоите рядышком, обнимаетесь и смотрите в камеру? Такой кадр можно сделать и красивым, и эмоциональным.

Из опыта фотографа Ирины Груздевой:

Я думаю, не бывает чистой постановки или чистого репортажа. Моя свадебная съемка — это микс постановочных сюжетов и репортажа. Репортажные кадры чаще всего приходятся на церемонию, фуршет и банкет, где нет специального позирования на камеру. А постановочные будут уместны на утренних сборах, если невеста хочет будуар, а также на прогулке, где молодожены снимаются вдвоем. Опять же, на утренних сборах репортаж тоже присутствует, когда собирают невесту, взаимодействие с родственниками и так далее. Во многом это зависит от места действия происходящего, количества участников и пожеланий молодоженов.
У меня нет жесткой постановки, я не буду ставить молодоженов в искусственные позы: встаньте вот так, замрите, смотрите туда. Если нужно, я направляю их, а потом отпускаю ситуацию и ловлю момент, чтобы в кадре они выглядели естественно.

Из опыта фотографов VALENA:

В первой части съемки мы обычно просим ребят позаниматься активностями — походить, побегать, покружиться, потанцевать. Иногда в этот момент не получается ничего фантастического, но это дает им возможность расслабиться, и потом получаются совершенно другие фотографии.
Вообще в своей работе мы очень редко используем постановку. Это скорее управляемый репортаж. Мы направляем людей в нужные нам световые и композиционные условия и даем возможность эти моменты прожить и прочувствовать.

Так, как и было

Честность — главный тренд нового времени, и свадьбы он тоже не обошел стороной. Устав от искусственных поз, натянутых улыбок и бессмысленного small talk, современные пары зовут на праздник только тех, кого действительно рады видеть, готовят концепции и сценарии про себя и для себя и хотят, чтобы на фотографиях их день остался именно таким, каким был на самом деле. Поэтому хорошая репортажная съемка — это очень сложно: в кадре нужно поймать не просто отдельные фрагменты свадьбы, а передать ее настроение.

Совет от фотографа Юрия Пальшина:

Мой рецепт отличного репортажа — это фото атмосферы праздника под заправкой ярких эмоций. Подавать горячим! А если серьезно, то репортаж можно снимать двумя путями.
Первый и, на мой взгляд, очень банальный, — это простое «протоколирование» происходящего, снятое в лоб. Вот поздравления, вот первый танец, вот злосчастный выпрошенный родственниками поцелуй, вот торт. Во времена гаджетов с мобильными камерами вы практически тоже самое сможете собрать у своих друзей после свадьбы, пускай в худшем качестве, но для памяти хватит. Будет ли на таких кадрах отображение атмосферы и настроения праздника? Отчасти.
И второй путь — это эмоциональный репортаж. Для меня во время съемки репортажа куда важнее поймать в кадре маму, на заднем плане вытирающую слезу на регистрации или первом танце молодых, удивленный от размера свадебного торта взгляд ребенка, любую реакцию гостей от происходящего на празднике. То, что осталось не увиденным всеми, то, что мимолетно и неповторимо, даже что-то «протокольное», но снятое под другим ракурсом, под другим углом, под которым не видели происходящее гости — вот это свадебная история, вот это для меня крутой репортаж.

Из опыта фотографа Никиты Жаркова:

Я люблю репортаж за то, что это средство выражения фотографа, возможность рассказать правдивую историю своими глазами — ту историю, которую гости молодожены, их родители в течение свадебного дня могут просто не видеть целиком. Безусловно, самое великое мастерство фотографа — это умение поймать тот самый истинный, ненаигранный момент.
С другой стороны, может быть и так, что свадьба скупа на события, и тогда мастерство фотографа создать кадр, казалось бы, из ничего является не меньшей заслугой.

С большой силой приходит большая ответственность: каждый важный момент нужно поймать с первого раза, ведь второго шанса уже не будет.

Свадьба — это определенно настоящее событие, и ничто не передаст его суть так, как репортаж. Все остальное — это сильное влияние фотографа и самих людей, когда они позируют, пытаются играть какую-то роль и перестают быть самими собой. Хороший репортаж всегда старается передать все честно, насколько это возможно, и показывает людей даже в такие моменты, когда они не ожидают что их снимают.
На двух свадьбах при одинаковом тайминге, на одной и той же площадке, при одинаковых условиях невозможно снять похожие репортажи. Свадьбы с постановочной съемкой часто похожи, потому что обычно постановка — это какие-то классические вещи, которые хорошо работают. Если говорить не с технической, а с личной точки зрения, то мы любим репортаж за то, что он настоящий — самые крутые моменты, самые живые эмоции, то, на что потом будет интересно посмотреть. Любую фотосессию можно сделать в другой день, но все ваши гости не соберутся заново, не будут так же себя вести, не будет тех же эмоций.

Strike a pose!

На свадьбе и так повышенная концентрация переживаний, и целый день ощущать себя то ли актерами, то ли героями реалити-шоу под вспышками камер может быть совсем нелегко. В какие моменты лучше дать фотографу направлять процесс, а в какие — вообще забыть, что вас снимают?

Из опыта фотографа Сергея Потлова:

Мне кажется, что постановку имеет смысл добавлять только во время сборов — утро невесты, утро жениха — и прогулки. Банкет, фуршет, встреча с гостями — это уже полностью репортажная тема, ведь это уже взрыв эмоций и живое общение людей. Возможно, нужно будет сделать общие постановочные фотографии с гостями — но в целом, постановка больше уместна, когда ребята фотографируются только вдвоем.

Из опыта фотографа Юрия Пальшина:

Если разбить классический свадебный день на блоки, то среди них есть те, где в съемке превалирует репортаж, и те, где фотограф берет на себя руководство процессом съемки. Вот это самое руководство процессом я и называю постановкой. Как правило, это сборы и прогулка. Причем если я могу включить в постановку элементы репортажа, пускай и постановочного, то обязательно это делаю! С элементами репортажа даже на сборах и прогулке серия фотографий смотрится свежее и лучше связывается в итоговую историю, нежели просто набор красивых оторванных друг от друга по смыслу картинок. Все остальное подавляющее время свадебного дня, а именно регистрация и банкет, отводится репортажу и созданию целостной истории в фотографиях свадебного дня.

Из опыта фотографов VALENA:

Мы вмешиваемся и режиссируем в основном до банкета — а дальше мы становимся незаметными ниндзя, и вы нас увидите, только если будет возможность и желание сделать постановочные кадры на фотозоне, на закате и так далее. Свадебный день имеет несколько точек невозврата: это встреча жениха и невесты, надевание колец и поцелуй на церемонии, первый танец, танец с папой и так далее. В них мы не можем вмешаться и их невозможно переснять потом — эмоции будут утрачены. Эти моменты всегда снимаются в репортажном стиле.

Из опыта фотографа Никиты Жаркова:

Исходя из своего опыта, могу отметить что европейцы больше ценят умение фотографа остаться незамеченным и со стороны поймать тот самый важный момент. Но это замечание с оговоркой на культурные особенности: на свадьбах представителей национальностей бывших стран СНГ немного сложнее, как мне кажется, не вмешиваться в процесс, а иногда просто необходимо.

Не надо стесняться

Не все люди комфортно чувствуют себя перед камерой, особенно если они не привыкли много сниматься, и даже опытные блогеры, снявшие не одну сотню фото для своих соцсетей, могут растеряться и начать нервничать в условиях, когда время ограничено, а эмоции льют через край.

Совет от фотографа Дениса Щербакова:

С фотографом надо чувствовать себя комфортно. У меня не бывает пар, с которыми мы не срабатываемся — я открытый человек и нахожу общий язык с кем угодно. Для этого обычно и нужна встреча: понять, как ты будешь чувствовать себя с этим человеком целый день. Бывает, что пары, особенно женихи, зажаты с утра, но потом оттаивают, и мы настраиваемся на одну волну. Я создаю настроение для пары и понимаю, когда нужно сделать кадр, а когда человека лучше не дергать лишний раз.

Из опыта фотографа Сергея Потлова:

Самое важное, чтобы ребята не нервничали, — это расположить их к себе и настроить на нужную волну, чтобы работа проходила в более близкой и дружеской атмосфере. Для этого нужно познакомиться и пообщаться заранее, может быть, провести какую-то совместную подготовку, если необходимо. А дальше — просто хорошее настроение.
Мне кажется, главное — это вот такое легкое общение и дружеская атмосфера: в таком случае человек расслабляется и ведет себя естественно.

Совет от фотографа Ирины Груздевой:

Очень хороший инструмент для установления доверия — предсвадебная съемка лавстори. Не только потому, что можно снять ее совсем в другой локации — например, за границей — но и потому, что она всегда очень хорошо помогает отрепетировать съемку до свадьбы. У пары будет непосредственно контакт и опыт работы с конкретным фотографом до свадьбы, а еще ребята получат и посмотрят красивые фотографии, где они вдвоем, что тоже закрепит положительные эмоции и настроит на нужный лад.

Когда на этапе подготовки к свадьбе заранее составляется план дня, то его можно построить так, чтобы взаимодействия людей было как можно больше и чтобы оно было как можно более настоящим — так, чтобы люди могли найти время и возможность друг с другом взаимодействовать. Это очень полезно для репортажной съемки. Заранее можно продумать определенные ракурсы, локации и другие вещи, которые потом влияют на качество съемки. В сам свадебный день это сильно облегчит процесс.

Свадебные профессионалы:

Читайте больше статей на самые актуальные и волнующие темы о подготовке к свадьбе.

Федор Бородин

Фотограф

Федор Бородин — фотограф, все работы которого атмосферные, эмоциональные, искренние, рассказывающие настоящие истории. На каждой фотографии, сделанной Федором, запечатлены «живые» моменты.

Денис Щербаков

Фотограф

Про себя Денис пишет: «Фотограф, которому не все равно» — и это действительно так. Его кадры — живые и настоящие, а своей главной задачей он считает не только поймать несколько удачных моментов, но и рассказать всю историю в фотографии так, чтобы каждый мог почувствовать себя частичкой свадьбы.

Ирина Груздева

Фотограф

Ирина занимается фотографией более 10 лет, публикуется в международных журналах и проводит съемки в любом городе России и Европы. Новые места являются лучшим для нее главным вдохновением. Ее работы светлые и атмосферные, снятые с любовью и уважением к парам и их историям.

VALENA

Фотограф

VALENA — это семейная пара фотографов из Новосибирска, Валерий и Елена. Их работы украшают многие международные свадебные паблики и сайты, а так же регулярно печатаются в лучших свадебных журналах. Фотографы неоднократно становились финалистами MyWed Award, в 2017 году получили премию Wedding.

Юрий Пальшин

Фотограф

Юрий занимается профессиональной съемкой более 8 лет. География его проектов очень разнообразна: Испания, Греция, Грузия, Гоа, Кипр, центральная и южная Россия. Свадебная съемка для Юрия — это не только востребованное направление, но и эмоционально насыщенная работа, которая приносит много удовольствия.

Никита Жарков

Фотограф

Никита любит снимать и репортаж, и дорогую классику и считает, что свадебная фотография — это очень ответственный жанр фотоискусства, и он притягивает к себе таких же ответственных людей. Он работает по всему миру и ищет вдохновения в новых местах.

Александр Шевцов

Фотограф

Свадебные фотографы Александр и Карина, работают в паре. С удовольствием снимают свадьбы в любой точке мира.

Сергей Потлов

Фотограф

Сергей Потлов — портретный, свадебный и семейный фотограф. Он всегда открыт для сотрудничества и постоянно находится в поиске новых людей, мест и ощущений. Сергей считает, что важно снять свадебный день как он есть, но сделать это красиво.