Три истории о фотографе Павле Ерофееве

«Три истории» — это спецпроект NEVESTA.MOSCOW, который помогает поближе познакомиться с фотографами, которые делают красивые и запоминающиеся снимки, и узнать их с разных сторон.

Три истории о...

Почему фотографу просто необходимо много путешествовать? Свадебная съемка — коммерция или искусство? Как найти свое призвание и не сомневаться? О тонкостях своей профессии для рубрики «Три истории» сегодня рассказывает фотограф Павел Ерофеев.

История 1. Профессия или призвание?

Свадебная съемка — в основном коммерческая отрасль фотографии. Есть ли в ней место самовыражению и искусству?

Уверен, что да, но в своем понимании. По сути, у нас никогда нет технического задания, как во многих других жанрах фотографии, пары к нам приходят на портфолио, которое и является нашим самовыражением. Каждая история поистине уникальна и неповторима, поэтому самовыражения тут хватает с головой, я волен трактовать любое событие, как это вижу я. С искусством сложнее: я пока не могу представить, чтобы мои фотографии были проданы с молотка или стали культурным наследием. Но, опять же, это зависит от точки зрения, ведь кто-то искусством называет силуэт пары на фоне крутого заката.

Были ли у тебя сомнения в выборе профессии?

Безусловно! И стыдиться тут нечего. Все творческие люди склонны сомневаться и заниматься самокопанием время от времени. Но в этих сомнениях я вижу силу и большое пространство для роста. Поясню: сила и мастерство фотографа, по моему мнению, не в технических навыках или мастерстве ретуши и обработки, она в его интеллекте, честности с собой, всесторонней развитости, незашоренности. Сомнения напоминают нам о многом: о пройденном пути, трудностях, радостях и успехах. Я думаю, сомнений не возникает, если фотограф успешен и все чудесно, они скорее возникают в моменты трудностей. Лично мне это помогает собраться, снова увидеть вектор развития, понять слабые стороны и начать их закрывать.

Сейчас я могу смело говорить, что нахожусь на своем месте и занимаюсь тем, что мне интересно и приносит большое удовольствие.

Если бы тебя попросили назвать, не задумываясь, три главных плюса своей работы, что бы ты назвал?

Пусть это будет более-менее гибкий график: мы можем выбирать самостоятельно выбирать время, когда работать. Сюда же добавлю возможность путешествовать и снимать по сути в любой точке мира. Третьим плюсом будет общение и работа с абсолютно разными людьми, не похожих друг на друга. Да, пожалуй третий пункт для меня самый весомый — чертовски интересно встречать новых людей!

История 2. За что стоит любить свадьбы

Свадьбы мне интересны тем, что на них я вижу почти весь спектр человеческих эмоций. Не только поверхностные «счастье-радость», но и гораздо более глубокие вещи. Будучи в первую очередь репортажным фотографом, я пропускаю все это через себя. Где-то показываю остро и комично излишне серьезную ситуацию, где-то тонко и деликатно стараюсь подснять едва уловимый момент. Так или иначе пропускаю через себя все, что снимаю в конкретный день. Но главная эмоция — интерес ко всему происходящему вокруг, без него репортаж и съемка в целом быстро превращается в протокол.

Свадебная фотография — коммерческий жанр и полноценная профессия. Ей можно отдать и посвятить многие годы, оттачивая свой стиль, находясь поиске своего голоса в фотографии, почерка и подачи. Но все же я уверен, что есть большая доля призвания. В свадебной фотографии много людей, которые случайно сюда попали и очень успешно себя показывают — значит их привело некое призвание, а не рациональный выбор. Я думаю, что свадебный фотограф находится на своем месте, когда испытывает неподдельный интерес к этому празднику, его микрособытиям и людям, которых снимает. Например, я до сих пор каждое утро перед свадьбой, укладывая технику, испытываю легкое волнение. Если у фотографа нет искреннего интереса к тому, что он снимает, — пора менять профессию! То же самое можно сказать, когда фотограф допускает халатность и халтуру в работе: в этот момент он закончился как профессионал.

Свадебная фотография научила меня многому и продолжает учить! Открыто смотреть на мир и все новое, не мыслить шаблонами и клише, общаться с абсолютно разными людьми, сопереживать, уметь отличить важное от второстепенного. Сюда же и постоянное развитие вкуса и чувства прекрасного.

История 3. Где искать вдохновение

Как ты думаешь, стоит ли для вдохновения смотреть работы других фотографов? Влияет ли это на собственный стиль?

В самом начале пути — однозначно да, для фотографа очень важна насмотренность любым хорошим визуалом. В то время, когда непонятно, что именно нравится снимать и затянулся поиск своего стиля, нужно иметь какие-то ориентиры.

Но очень важно пропускать все через себя — что откликается, а что нет — чтобы понимать вектор, куда тебя несет в этом мире. Стоит еще и интересоваться искусством в целом, иногда удается найти свежие решения в очень неожиданных местах на стыке сфер искусства.

Помогают ли в поиске вдохновения путешествия?

Без этого точно никуда. Фотографу важно менять окружение вокруг и наполнять незнакомыми вещами себя и свой кругозор. Причем нужно постараться выйти за страницы путеводителей и списков must see-достопримечательностей, пожить в новой стране так, как живут местные. В путешествиях больше всего фотографирую местных жителей.

Какой жанр искусства тебе ближе всего?

Ближе всего мне фотография и кино. Добротная режиссура и хорошая работа оператора. Люблю Тарантино, Джо Райта, Спилберга, Уэса Андерсона. В литературе и живописи не очень разбираюсь, но работаю над этим 🙂 .

Бывает ли у тебя ощущение «замыливания глаза» и что вы делаете в таком случае?

Такое случается в межсезонье, когда работы немного. И напротив, в июльский разгар съемок, когда работы слишком много. В такие моменты по возможности стараюсь не брать камеру в руки вовсе и много отдыхать, всегда помогает. А еще лучше сменить обстановку вокруг, слетать куда-нибудь. Суть в том, чтобы соскучиться по работе и проголодаться до съемок.

Чем отличается вдохновение от мотивации? И отличается ли?

Для меня вдохновения как такового не существует. Мне близка чья-то фраза, что вдохновение — удел любителей, в то время как профессионал должен делать свою работу в любых условиях и расположении духа. А мотивация у каждого своя, и я свою нашел.

Свадебный профессионал:

Фотограф: Павел Ерофеев

Больше интересных историй — в нашем новом проекте

Павел Ерофеев

Фотограф

Павел снимает яркие, честные и искренние истории. Занял II место в номинации «Фотограф Года» на MyWed Award 16, финалист MyWed Award 17 в номинации «Перевернутые фотографии». Снимает в Беларуси, России и по всему миру.