Фотограф Максим Колибердин: творчество или бизнес?

В этой рубрике лучшие свадебные специалисты делятся своим мнением по самым острым вопросам и создают для нас уникальные и полезные материалы в совершенно разных авторских форматах.

Авторская колонка

В авторской колонке успешный фотограф Максим Колибердин поделился своим мнением о том, что значит идеальный баланс между искусством и коммерцией, и рассказал о творческой составляющей в работе фотографа.

Как найти идеальный баланс в коммерческом искусстве, коим и является свадебная фотография? Является ли успешный фотограф заложником собственного стиля?

Я люблю свадебную фотографию за то, что она позволяет мне увидеть и запечатлеть много красивых эмоций, ярких моментов, красоту людей, обилие и разнообразие динамичных сюжетов, разные локации и страны, начиная с наших красивейших мест России (например, Домбая) и заканчивая Бразилией. Я считаю, что в силу многих причин, в том числе и конкуренции, сейчас очень высок профессиональный уровень не только фотографов, но и всех специалистов, работающих в индустрии: агентств, декораторов и флористов, ведущих, видеооператоров. Сейчас многие свадебные профессионалы достигли в своем ремесле уровня искусства, и заказчик сильнее всего соединяется с миром искусства именно в сфере свадебной индустрии.

Свадебный фотограф — одна из самых сложных профессий в фотографии, потому что она, во-первых, соединяет разнообразные жанры: портрет, натюрморт, пейзаж и другие. А во-вторых, все это происходит в очень динамичной, разной по свету, локациям и психологии среде. Во всем этом нужно уметь выдать отличный результат (профессионалы уровня TOP15MOSCOW ниже не умеют), и это огромный труд.

В своем подходе к работе я иду от гарантированного к частному. Например, у меня есть список того, что должно быть снято на свадьбе, раньше он был на бумаге, чтобы ничего не забыть, сейчас уже в голове. Этот список включает более двадцати пунктов. Это дает возможность на любой свадьбе сделать набор обязательных кадров, которые заказчик видит у меня на сайте и обязательно получит. Когда я знаю, что, например, у меня уже есть обязательный утренний портрет невесты, я могу поэкспериментировать и сделать его более интересным, привнести новые приемы, которые я хочу попробовать. Это занимает не больше минуты, а результат может получиться превосходным. Если я вижу, что это находит отклик у заказчика, то потом использую этот прием и на других свадьбах. Если же мне что-то нравится, но я понимаю, что на свадьбах это будет неподходящим или кардинально отличающимся от моих работ, то я просто делаю творческую съемку. Так, например, я сделал недавно съемку со смешанным светом, на которую меня вдохновил один из моих любимых фотографов Паоло Роверси. Я думаю, поиск своего уникального видения не может проходить кардинально, по крайней мере, на себя я не могу примерить ситуацию, когда мне очень резко захочется сменить стиль. Но развитие безусловно нужно: если не двигаться вперед, то неизбежно будешь скатываться вниз. Конечно, в этом плане какие-то клиенты уходят от тебя, но приходят новые. Главное, быть честным с собой и с заказчиком и понимать, что он выбрал тебя по твоему портфолио. Нельзя подвести его и снять что-то кардинально отличное от твоего обычного стиля, но можно добавить к этому и твое актуальное виденье. Это только украсит твою работу.

Творческому человеку важно одобрение. Как быть, если этого одобрения со стороны клиентов нет?

Я думаю, у фотографа, который снимает хорошо и долго, такой проблемы нет. Это проблема начинающего фотографа, который еще не совсем выкристаллизовал свой стиль и, соответственно, не нашел своего характерного заказчика или же нашел такого, для которого фотография где-то на последнем месте. Если же он долго снимает и имеет много клиентов, и при этом они недовольны, то это достаточно странно. Я вижу тут только один вариант: у этого фотографа хорошо с маркетингом, но совсем плохо с качеством. Ему нужно прокачивать качество своей работы. Хорошая работа всегда вызывает одобрение и благодарность клиентов.

Как воспитать творческой вкус?

Я считаю, что многое зависит от таланта и наклонности. Если этого нет, то воспитать это довольно сложно, но можно. Как известно, успех — это совокупность таланта и большого труда. Что-то может превалировать, но без них успех невозможен. Поэтому воспитать вкус можно. Да даже если он есть, его все равно нужно постоянно развивать, хотя бы для того, чтобы быть в курсе актуального в мире визуального искусства. На моих мастер-классах есть раздел, в котором я говорю о том, что очень важно воспитать в себе внутреннего критика (можно назвать это чувством вкуса). Это как своеобразная визуальная диета: нужно постоянно смотреть что-то новое или открывать еще неизвестное старое. Главное, чтобы это все было высокого уровня. Лучше всего для это подходят музеи и выставки. Внутренним критиком я это называю потому, что когда у нас есть такой насмотр, мы оцениваем свою работу уже с его позиции и выдаем соответсвующий результат, критично к ней относимся. В конце концов, фотограф — это не его техника, не его умение обрабатывать, фотограф — это его чувство вкуса, его внутренний критик, который говорит ему, что вот в этот момент нажать кнопку надо, а вот в этот не стоит.

К достижению какой следующей высоты в своем творчестве ты сам стремишься?

Я всегда стремился к одной вещи: максимально просто, но при этом максимально емко выразить красоту. Это очень сложно, но это и есть настоящее искусство. Надеюсь, у меня это когда-нибудь получится…

Какое искусство вдохновляет тебя?

Из художников: Эдгар Дега, Ци Байши, Одилон Редон, Ван Гог (тексты в том числе), Иероним Босх, Пабло Пикассо. Поэты — Пушкин-наше-все, Борис Рыжий, когда грустно, Басё и Исса (кстати, хокку — как фотографии: они выражают миг емко). Писатели: Лев Толстой, перечитывал его произведения по нескольку раз. Константин Левин — любимый персонаж. Шолохов («Тихий Дон»), Захар Прилепин («Обитель»), Герман Гессе («Сидхартха»), древние китайские трактаты Дао дэ Цзын и Чжуан Цзы в переводе Виногродского (его портреты мне посчастливилось снимать).

Свадебный профессионал:

Максим Колибердин

Фотограф

Максим fine art фотограф. Для фотографии предпочитает места с мягким, естественным освещением, открытые пространства со старыми деревьями. С каждой съемкой стремится рассказать красивую и романтичную историю, которая выражает радость и любовь.