Фотограф Максим Колибердин: «Понятие fine art обросло легендами и домыслами»

В этой рубрике лучшие свадебные специалисты делятся своим мнением по самым острым вопросам и создают для нас уникальные и полезные материалы в совершенно разных авторских форматах.

Авторская колонка

Уже более шести лет Максим Колибердин занимается свадебной фотосъемкой. Он работает в жанре fine art и в России является самым популярным представителем этого стиля. Максим входит в многочисленные списки лучших фотографов, а его работы публикуются во многих журналах и блогах, в том числе зарубежных.

О российской свадебной фотографии

Современная российская свадебная фотография занимает одну из самых сильных позиций в мире. Это подтверждается в том числе многочисленными победами наших фотографов на международных конкурсах.

В целом наша свадебная индустрия очень бодро развивается, в ней есть здоровая конкуренция (хотя и нездоровая в виде демпинга тоже есть), талантливые люди, и, что немаловажно, запрос от клиентов. Я думаю, что в этом всем ключевую роль играют наши традиции, где свадьба — весьма важное событие в жизни человека, которое принято отмечать на высоком уровне. С другой стороны, для человека, желающего реализовать себя в фотографии, особо нет ниш для применения таланта.

У нас не сильно развиты ни фэшн-фотография, ни фотоискусство, не говоря уже о репортерской фотографии, во всем мире претерпевающей кризис. Поэтому свадебная фотография выступает как сфера самовыражения для многих фотографов и, как бутылочное горлышко, создает полезное конкурентное напряжение, влияющее на уровень наших профессионалов, который, повторюсь, очень высок и ценится во всем мире.

О стиле fine art

Если говорить о стиле fine art, то понятие это обросло легендами и домыслами. Чтобы понять, что такое fine art, достаточно открыть англоязычную Википедию, в которой написано, если утрировать, что это художественная фотография. На мой взгляд, тут сразу все становится понятно, и многие споры, полыхающие в чатах и форумах фотографов, просто не имеют никакого значения. Художественная фотография не ограничена рамками — пленка или не пленка, светлая или темная и так далее. Она может быть любой, но важен в ней в первую очередь именно элемент художественности, в отличие от репортажной фотографии, в которой в первую очередь важен момент.

Естественно, четких границ нет и не может быть, тем более в фотографии, и тем более — в свадебной фотографии, в которой сам формат торжества диктует смешанную съемку. Мой идеал «файн арта», если уж говорить об этом, как о стиле — это съемка живых, не подстроенных, моментов, но в первую очередь с позиции художественности кадра; хороших, что называется, настоящих портретов людей и неподдельных эмоций между ними, живых и не живых деталей. И все это — в единой концепции свадебного дня, которая идет от пары и их истории.

О пленочной фотографии

Я занимаюсь пленочной фотографией около шести лет. В принципе, я стал снимать на пленку по прошествии года после того, как вообще стал фотографом. Началось все довольно случайно.

Мне очень нравился стиль одного американского фотографа, которого все отлично знают. Меня привлекала его, как я тогда думал, «обработка». Я долго пытался раскрыть этот секрет, и меня очень удивляло, что в нашей российской фотографии аналогов не было. Информации в интернете, что это пленка, тоже не было. А потом я случайно увидел книгу этого фотографа, и тут началось… Пленка для меня — инструмент.

Я люблю импрессионизм с его светлой гаммой, объемом и цветом. Именно пленка позволяет мне получать все эти эффекты в фото. Но цифру я тоже использую и люблю — у нее есть возможность поймать то, что ты во время съемки не видишь. Иногда это большой дар, и сам бы ты этого увидеть попросту не смог бы. Комбинируя эти инструменты, я и занимаюсь своим «файн артом».

Вообще пленка бывает очень разная — в зависимости от того, как на нее снимать. Есть даже такая вещь, как пленочный фотошоп: одна и та же пленка, снятая с разной экспозицией, будет совершенно разной по цвету. Пленка прощает многие ошибки, скучна в обычном виде и раскрывается на пределе своих возможностей.

О перспективах

Я думаю, что пленка переживает второе рождение. В современном мире, где фотографии уровня хорошего фотографа уже может сделать любой владелец айфона, на первый план выходят такие понятия, как авторское виденье и недоступность инструмента, к которому как раз относится пленка. Поэтому пленка и уйдет в категорию Hi-End для визуальных меломанов.

Свадебный профессионал:

Максим Колибердин

Фотограф

Максим fine art фотограф. Для фотографии предпочитает места с мягким, естественным освещением, открытые пространства со старыми деревьями. С каждой съемкой стремится рассказать красивую и романтичную историю, которая выражает радость и любовь.