Фотограф Дмитрий Марков: свет на банкете

В этой рубрике лучшие свадебные специалисты делятся своим мнением по самым острым вопросам и создают для нас уникальные и полезные материалы в совершенно разных авторских форматах.

Авторская колонка

Ликбез на тему важности света для фотографии. Сегодня Дмитрий Марков рассказывает о том, каким должен быть свет на свадебном ужине.

Часть третья

Давайте поговорим о свете на самой продолжительной составляющей большинства свадеб — банкете.

Если для вас представляют ценность фотографии и видео с банкета, если вы хотите, чтобы они не просто были, а были качественными и красивыми, в этой статье вы найдете подборку советов, которые могут помочь осуществить это желание в реальности.

В предыдущих двух статьях речь шла о естественном свете. На банкете он тоже случается, если это позволяет площадка, на которой происходит ваше торжество. Не так уж редки случаи, когда банкет организован прямо под открытым небом. И если вас не подвела погода, свет будет замечательным до тех пор, пока не сядет солнце. Или если взять ресторан с большими панорамными окнами, выходящими на закатную сторону: в случае дождя вы защищены, а свет при этом будет очень красивый, пока не стемнеет.

Но рано или поздно, так или иначе, естественный свет заканчивается даже на таких площадках. И если ужин в темноте при свечах не является фишкой вашего торжества, главную роль в создании картинки берет на себя свет искусственный. О нем мы и поговорим.

Свадебное агентство

Первый и главный мой совет: обратиться к профессионалам своего дела — свадебным организаторам (агентствам).

Конечно, можно организовать свою свадьбу самостоятельно. И получиться может даже лучше и дешевле, чем с некомпетентным агентством. Но! Мой совет — исключительно о хороших профи, заботящихся не только о своей личной выгоде. И тут всегда на одной чаше весов —ваше время и нервы, а на другой — более высокий бюджет и безупречный результат.

В контексте нашего разговора про свет на мероприятии:

  • Хороший организатор знает, что белый свет белому свету рознь, какой именно белый свет нужен и как технически его обеспечить.
  • Для хорошего организатора слова «художник по свету» — не просто набор букв. Такой человек есть или непосредственно в штате, или агентство сотрудничает с ним на постоянной основе.
  • Хороший организатор всегда может доходчиво и с примерами объяснить, что самые красивые и дорогие декор и флористика на фото и видео будут совершенно «никакими» без правильно поставленного света. И не только объяснить, но и воплотить потом. И воплотить так, чтобы не только декор с флористикой «светились» как надо, но и вы, и ваши гости были освещены красиво не только для глаз, но и для камер.

И все же… Иногда организаторов нет вовсе. Иногда они появляются уже после того, как выбрана площадка. И лишь немногие из организаторов действительно компетентны в вопросе света.

Поэтому я дам еще несколько советов, чтобы вы были немного «в теме». И если вам и правда важна фото- и видео-картинка с вашего торжества, это советы могут оказаться весьма кстати.

Площадка

В первую очередь я всегда советую обратить внимание на высоту потолка и общую площадь пространства, где планируется банкет: чем площадь больше, тем потолок должен быть выше.

Вы же помните про угол падения света? (см. первую статью) В случае с искусственным светом физика та же самая. Самый красивый и самый комфортный угол падения — 45 градусов (плюс-минус). Если свет будет расположен сильно ниже — во-первых, картинка будет хуже, а во-вторых, такой свет будет слепить ваших гостей или вас самих. Поэтому соотношение площади и высоты потолка должно быть такое, чтобы такой угол установки света был возможен.

Здорово, если площадка сразу подготовлена технически в плане освещения, если уже есть системы подвеса на потолке или стенах, иначе придется монтировать фермы и тотемы (специальные стойки), чтобы закрепить на них источники света. Это не страшно, просто такая задача сложнее и дороже.

Также важно цветовое решение площадки. Чем нейтральнее (оттенки белого и серого), тем лучше, тем больше свободы в плане выбора стилистики самой свадьбы: нет необходимости соблюдать гармонию с собственным цветом пространства. И тем чище будут оттенки кожи. Но в первую очередь чистота цвета зависит от самого света. То есть от приборов.

Источники освещения

Не думаю, что вам нужно забивать себе голову, что такое Вош, Спот или Бим и чем они отличаются друг от друга. Но есть одна важная вещь, которую все же стоит запомнить: если вам хочется, чтобы хотя бы на части фотографий люди получились со здоровым оттенком кожи (а не каким-нибудь красненьким, синеньким, зелененьким или сиреневеньким), то чем более чистый белый свет способны выдавать источники света на вашем мероприятии, тем лучше. И наоборот: если чистый белый свет невозможен в принципе — это проблема.

Цветной свет — это отличная история для управления атмосферой. Он хорош для танцевальных или каких-либо других неформальных пауз. Но во время выездной церемонии или во время поздравлений крайне желателен чистый белый свет. Чистый и белый, подчеркиваю.

Для хорошего света приборы должны быть качественными. То, что в айфоне есть встроеная камера, еще не делает его подходящим инструментом для съемки свадьбы. В принципе-то можно снять, конечно, и фото, и видео. Но если хочется качества, нужна профессиональная техника, правильно? Со светом то же самое.

Дешевые китайские светильники на крохотных фермочках — это даже не айфон против нормальной камеры, это хуже. Лучше уж вообще без света снимать, чем с таким, поверьте.

Организация правильного освещения на площадке — одна из тех вещей, по которым можно проверять коментенцию организатора. Самостоятельно решить такую задачу, наверное, можно, но это точно не входит в подборку моих советов.

Художник по свету

Световое оборудование — это прежде всего оборудование, как и фото-, и видеокамера. Сами по себе они не светят и снимают, кто ими управляет — вот ключевой момент.

В самой дорогой кастрюле просто в силу крутости этой самой кастрюли топовый суп не сваришь, это очевидно. С фото и видео — аналогично. Но почему-то та же самая история не так очевидна со световым оборудованием.

Я понимаю, что из дешевых светильников чистоту и красоту не вытащить в принципе. Но когда ты видишь отличное техническое оснащение, в аренду которого явно вложено несколько сотен тысяч рублей, а человек, им управляющий, на вполне реалистичные просьбы отвечает «не могу», «не умею», «не хочу», а то и вовсе откровенно вредит в ключевые моменты вроде первого танца или выноса торта, тогда цензурные слова моментально заканчиваются. И остается только искреннее недоумение: зачем такое оборудование доверили такому ммм… человеку.

Как хорошо подметила Варя Перегудова в своей статье про световое оборудование на свадьбе:

«…а художник по свету и вовсе не художник, а обычный техник сцены, который смонтировал приборы и готов лишь переключать заранее предустановленные программы между режимами «дискотека» и «застолье».

Вот так и есть зачастую. А настоящих художников света, знающих и любящих свое дело, очень мало. И найти такого самостоятельно — большая удача.

Повторю вопрос — а стоит ли рисковать? И тут же повторю главный свой совет: если вы действительно хотите качественной картинки, заклинаю вас, найдите хорошего организатора!

Фотограф

Часто ли бывают идеальными условия съемки на банкете? К сожалению, реальность пока отрицательно мотает головой. Но лично я придерживаюсь такого правила: хороший фотограф, как пионер, должен быть всегда готов в любых условиях выдать достойный результат.

Далеко не всегда есть бюджет на полноценное техническое оснащение площадки. А если и есть — далеко не всегда это оснащение качественное и в техническом, и в человеческом плане. Хороших художников по свету гораздо меньше, чем хороших фотографов.

Бывают и такие свадьбы со своей особенной атмосферой, где такой профессиональный свет и вовсе может быть лишним. Ужин в узком семейном кругу при свечах, например. Или свадьбы на природе в эко-стилистике. Значит ли это, что достаточно просто выбрать действительно хорошего фотографа и как следует сэкономить на световом решении свадьбы?

Честно? Если бюджет позволяет, лучше выбрать и то, и другое. Поверьте, оно того стоит!

Свадебный профессионал:

Дмитрий Марков

Фотограф
ПортфолиоНа Горько!28 статей

Дмитрий Марков — фотограф, работы которого завораживают. Считает, что самое главное в свадебной фотосъемке — это настроение. Когда настроение отличное, на выходе получаются замечательные фотографии — вне зависимости от метеоусловий и точности исполнения плана свадебного дня.