Фотограф Дмитрий Марков: сила света

В этой рубрике лучшие свадебные специалисты делятся своим мнением по самым острым вопросам и создают для нас уникальные и полезные материалы в совершенно разных авторских форматах.

Авторская колонка

Во многом на качество фотографии влияет свет. Фотограф Дмитрий Марков провел ликбез на эту тему и дал ценные практические советы. В этой части Диминой авторской колонки узнаем про рассветный, закатный, жесткий и мягкий свет, а также проводим эксперимент в домашних условиях.

Часть первая

Возможно, вы слышали, как дословно расшифровывается термин «фотография». Французское слово photographie произошло от двух древнегреческих: φωτός «свет» и γράφω «пишу». То есть буквально оно расшифровывается как «светопись» или «письмо светом». И это не просто занятный лингвистический факт: свет и правда лежит в основе фотографии, есть мнение, что и в основе всего нашего мира. С хорошим красивым светом на ваш смартфон, если он не при царе Горохе выпущен, вполне можно сделать кадр не хуже, чем на топовую зеркалку с самым люксовым объективом.

Свет бывает естественный и искусственный. Естественный свет — солнечный (лунный, правда, тоже, но мы его оставим в скобках).

Солнечное освещение тоже бывает разным. В зависимости от времени года и суток, от географии места действия, от погодных условий и даже от архитектуры и растительности. Естественный свет бывает жестким и мягким, бывает направленным и рассеянным, бывает прямым и отраженным, он может падать под разными углами и у него может быть разная цветовая температура и чистота. Звучит сложно и запутанно? Это только так кажется, поверьте. Все очень просто.

Сперва про жесткость и мягкость. Чем жестче свет, тем сильнее контраст между светом и тенью.


А от чего это зависит? Если по науке, то получится что-то вроде: «чем меньше размер источника освещения по отношению к размерам объекта съемки, тем жестче будет свет». Но это слишком сухо и не очень понятно, правда? Давайте проще и на примерах.

Чем ближе к экватору, чем ближе к сердцу лета, чем чище небо и чем ближе к зениту солнце, тем свет жестче. И наоборот — чем ближе к полюсам, чем глубже зима, чем гуще облачность и чем ближе к ночи (с обеих сторон), тем свет мягче. Какой лучше и какой красивее, зависит от ваших пожеланий и вкусовых предпочтений. На мой взгляд, как и многое в этом мире, золотая середина лучше крайностей.

На открытом воздухе самый красивый свет обычно на рассвете и на закате. Но в свадебной реальности в наших широтах рассвет — это слишком рано. Невесты в это время обычно или спят, или уже наводят красоту, но еще не готовы к съемке. А закат обычно приходится на время банкета. И те фотографы, для которых «красивый свет» — страсть, а не пустой звук, обычно сильно грустят, когда провожают заходящее солнце под симфонию звона бокалов, вилок, ножей, тарелок, тостов и прочих праздничных радостей.

Но если случается так, что на дворе рассвет, а ребята уже готовы к съемке — встали пораньше или не ложились вовсе… Или банкет сдвинут на более позднее время, или на время золотого закатного часа в тайминге предусмотрена хотя бы небольшая пауза и гости готовы простить главным героям 20-минутное отсутствие…

Тогда получаются замечательные кадры!

Почему так красив рассветный и закатный свет в ясный день? Потому что в это время он не слишком жесткий, но и не слишком тусклый, и картинка получается и объемной, и легкой. При этом у такого света приятный глазу оттенок, а еще правильный угол падения — правильный для фотографий. Чтобы вы себе потом на них понравились. С этими углами падения очень легко разобраться в домашних условиях.
Возьмите фонарик. Любой. Можно на смартфоне.
У вас в ванной есть зеркало? Идите к нему.
Выключите весь свет, чтобы единственным источником света был ваш фонарик.
Сделали? Теперь смотрите в зеркало и осветите свое лицо снизу. Ужас, правда?
А теперь постепенно поднимайте фонарик и следите за тем, как меняется ваша картинка в зеркале. Когда фонарик минует горизонт «прямо в лицо» и начнет подниматься выше, отражение станет симпатичнее, так? Самый приятный глазу угол падения света на ваше лицо — что-то между 30 и 60 градусами?
Запомнили этот момент? Отлично!
Не останавливайтесь и поднимайте фонарик выше над головой и остановите его над самой макушкой. Тени под глазами видите?
Так себе картинка, так ведь?

Так же и с солнцем. Чем выше оно поднимается, тем менее красивым становится свет. Вы же наверняка делали фотографии в промежутке с 12 до 15 часов, особенно летом. Обратите внимание на эти темные провалы вместо глаз. Не очень, правда? Сравните с закатными-рассветными примерами?

А еще давайте вскользь коснемся цвета света. Вы наверняка слышали словосочетание «белый свет». Может быть, со школьных времен даже запомнилась какая-нибудь заумь вроде «белый свет — это электромагнитное излучение видимого диапазона, которое вызывает у наблюдателя с нормальным цветовым зрением световое ощущение, нейтральное по отношению к цвету», но это вряд ли. Я и сам этого не помню. В «Википедию» заглянул.

Ключевая мысль простая: белый свет нейтрален и чист. И если чистый белый свет озарит прекрасное лицо вашей подруги, на снимке ее кожа будет выглядеть естественно. Но!
Если в ясный солнечный летний день мы подведем подружку к красной кирпичной стене (желтой/голубой/зеленой) или попросим ее выйти на газон и сделаем снимок в таких условиях, картинка будет другой. Присмотритесь внимательно: цвет кожи будет заметно подкрашен красным/голубым/зеленым или ядовито-желтым (в случае газона).
Почему так происходит? Свет от солнца долетает ведь не только до прекрасного лица вашей подруги. Заодно он касается и стен, и асфальта, и газона — всего, что оказывается на его пути. И отражается, а заодно еще и окрашивается в тот цвет, от которого отразился. И в таком виде он также летит к вашей подруге. И именно это снимает ваша камера.

Чем ближе солнце к зениту, тем поток света сильнее. И тем сильнее он отражается. И тем сильнее окрашивается. Вот поэтому хорошие фотографы, которые умеют работать с естественным светом, очень не любят «прогулки» и «фотосессии» в таких световых условиях — на открытом воздухе, на улице, в парке, в чистом поле. Разве что вокруг будут чистые белые стены, как у большинства домов на Санторини… или же это будут небоскребы из стекла и стали (больше стекла), как в Нью-Йорке. Тогда отраженный свет будет также нейтрален и чист, но это уже другая история.

Свадебный профессионал:

Дмитрий Марков

Фотограф

Дмитрий Марков — фотограф, работы которого завораживают. Считает, что самое главное в свадебной фотосъемке — это настроение. Когда настроение отличное, на выходе получаются замечательные фотографии — вне зависимости от метеоусловий и точности исполнения плана свадебного дня.