Декоратор Юлия Шакирова: про русский колорит, арт-искусство и простые материалы
Самая честная, откровенная и развернутая информация, самые интересные мнения, самые острые и волнующие вопросы. В нашей рубрике «Интервью» – мнения звезд свадебной индустрии и дискуссии профессионалов на актуальные темы.
Вторая серия наших интервью перед свадебным сезоном — 2016 посвящена декору и флористике. Представляем вашему вниманию интервью с десятью лучшими декораторами, с которыми пообщались самые известные свадебные фотографы Москвы.
Вопросы: Константин Семенихин
Константин Семенихин: Юля, давай начнем с твоей истории. Сколько тебе было лет, когда ты стала заниматься флористикой? Знала ли ты тогда, что будешь возглавлять практически империю?
Юлия Шакирова: Я занимаюсь флористикой с 17 лет. Конечно, о масштабах, с которыми буду работать, я сначала не думала. Начиналось все достаточно скромно — с цветов. Когда я жила на Тайване, то познакомилась с одной семьей, у которой был флористический бизнес. Их история послужила для меня примером и очень вдохновила. Отец и мать в этой семье были членами флористической ассоциации, одна из дочерей — очень талантливый флорист, вторая дочь больше занималась бизнесом и продвижением компании. Вместе им удалось построить прибыльный бизнес. Они говорили: «Если ты хочешь построить успешную компанию, то сделай так, чтобы свадьба твоего клиента была под твоим брендом и чтобы она была престижной». Так появилось понимание: когда-нибудь свадьба с декором от Юлии Шакировой будет считаться мероприятием высокого класса. Мне тогда было двадцать. В России такого понимания касательно свадебного оформления и близко не было.
Константин: Ты сказала, что в этой семье были две сестры, одна из которых занималась творчеством, а вторая бизнесом. А к какой категории людей ты могла бы отнести себя?
Юлия: Я умею строить бизнес и при этом могу «заразить» своей идеей. Не буду говорить, что это в чистом виде творчество. Не побоюсь даже признаться в том, что я не идеальный декоратор, но я умею организовать людей и направить их в верное русло.
Константин: Сколько человек сейчас работает в твоей компании?
Юлия: На постоянной основе — порядка пятидесяти. А так даже на одной свадьбе могут работать более ста человек, просто большая их часть — наемные сотрудники.
Nevesta.Moscow: На сегодняшний день, когда вам удалось собрать большую команду, которая занимается разработкой идеи и ее реализацией, бываете ли вы сами вовлечены в творческий процесс?
Юлия: Да. Есть проекты и люди, которые мне интересны. Частично я часто задействована в процессе: иногда вместе с дизайнерами рисую эскизы, иногда только на этапе формирования идеи. Но от начала до конца проекты я не веду.
«Я не против работы с разными стилистиками: минимализм, классика, оригинальные решения»
Nevesta.Moscow: Что именно может вас увлечь? Какая-то очень нестандартная идея?
Юлия: Когда есть возможность сделать что-то новое, оригинальное и необычное. Что-то, что выведет нас на новый уровень.
Nevesta.Moscow: Вспомните какой-нибудь проект того года, которым занимались лично и который как раз послужил важным этапом для выхода на новый уровень.
Юлия: Вообще шаг вперед дает каждый проект. Ведь это всегда опыт. Но лично для меня таким проектом стала Греция. У меня была мечта сделать проект на открытом воздухе. Чтобы это была не веранда, не шатер или какие-то навесы, а просто открытый воздух. Мы получили колоссальный опыт.
Nevesta.Moscow: Как вы доверяете кому-то разработку концепции? Есть уверенность в том, что у сотрудников схожий с вашим вкус? Или вы этот вкус воспитываете?
Юлия: Каждый художник видит по-своему. Если я дам на первом этапе один и тот же проект пяти разным сотрудникам, они все предложат абсолютно непохожие идеи. Я не против работы с разными стилистиками: минимализм, классика, оригинальные решения.
Константин: Юль, я сейчас вряд ли открою какой-то секрет: декор от Юлии Шакировой — это дорого. Расскажи, почему?
Юлия: Дорого — потому что это по сути своей стройка. Декорации зачастую меняют пространство до неузнаваемости, а это колоссальная работа не только флористов и декораторов, но и техников, монтажников, электриков. Разве можно дешево построить дом?
«Мои самые любимые работы — это те, которые сделаны из самого простого и всем известного материала»
Константин: Сейчас, учитывая кризис и тот факт, что многие детали декора изготавливаются не в России, будет ли увеличение смет для клиента?
Юлия: Увеличение смет может быть в случае закупки новой коллекции декора. Если мы делаем оформление из материалов, имеющихся в наличии, то стоимость останется прежней. Но в целом я за то, чтобы искать материал и производство в России.
Nevesta.Moscow: Насколько возможно сделать из имеющихся декораций, которые уже использовались на других свадьбах, что-то новое и необычное?
Юлия: Это вполне реально. Кончено, фактура останется такой же, но поменяются форма, цветовая гамма, идея. Проще говоря, это как конструктор «Лего». В этом и есть смысл искусства: найти интересные решения. Я могла бы купить на выставке какое-то гениальное панно за миллион рублей и поставить его на свадьбе, но это было бы совсем не то.
Константин: Однажды я видел на одной из твоих свадеб люстры, которые были сделаны из обычного угля. О таких решениях ты и говоришь? Приведи еще какие-то интересные примеры.
Юлия: Вообще мои самые любимые работы — это те, которые сделаны из самого простого и всем известного материала. Этим они и поражают. Раньше я искала такие идеи во всем. Одно время заезжала на овощные рынки и скупала фрукты, овощи, зелень чуть ли не КамАЗами. Например, на одном проекте мы использовали огромное количество петрушки. Представляете, какая это фактура, цвет, запах? Еще я очень любила искать что-то на заводах. Однажды приехала посмотреть помещение, которое сдается в аренду, и увидела рулоны золотистой бумаги. У арендодателя я узнала, что это бумага, в которую упаковывают пирожные. В итоге мы купили их и сделали панно для нашей диско-свадьбы. Такой подход к оформлению близок к современному искусству.
«Меня вдохновляет модная индустрия: показы, выставки, реклама модных брендов. Очень вдохновляет арт-искусство»
Константин: Мне вспомнилась свадьба, в оформлении которой использовались ржавые трубы. Казалось бы, это очень неожиданный материал для декораций, но гости были в восторге! Вообще масштаб декораций поражает именно потому, что ты никогда не увидишь чего-то подобного в повседневной жизни. Но как изначально убедить в этом пару?
Юлия: Ты просто должен спросить ребят: готовы ли они на что-то новое и необычное, на то, что раньше никто и никогда не видел? Многим хочется быть оригинальными. Так нам и удается реализовывать совершенно нереальные проекты.
Константин: Расскажи, чем ты вдохновляешься? Что помогает рождаться твоим идеям?
Юлия: Вдохновляет модная индустрия: показы, выставки, реклама модных брендов. Очень вдохновляет арт-искусство. Эта тема близка к декору. В арте тоже присутствуют сложные решения и поиск ответов на непростые вопросы.
Nevesta.Moscow: Если говорить о современном искусстве, то вы ходите на выставки? На какие именно?
Юлия: Выставки современного искусства мне нравятся в Америке, во Франции. А вообще я советую декораторам смотреть и на какие-то другие смежные отрасли. Вот, например, я учусь на психолога, и освоение этой профессии очень помогает мне в работе. Любые новые знания могут вдохновить на какую-то идею. Учитесь и развивайтесь всесторонне!
Константин: Сейчас многие агентства и декораторы говорят о поиске вдохновения в клиенте. Но ведь реальный запрос многих пар — это классическая свадьба в нежно-розовом цвете. Или клиенты, приходящие к тебе, сразу хотят что-то исключительно нестандартное?
Юлия: Мои клиенты разные. Они говорят, какой именно видят свою свадьбу, а мы уже, используя свои инструменты, должны воплотить их пожелания в жизнь. Если клиенты хотят, чтобы мы придумали оригинальную идею, то, как правило, все равно не знают, что же это будет. На этапе придумывания идеи важно обладать профессиональным багажом и уметь масштабно мыслить. Масштабно, но в то же время соразмерно бюджету заказчика, потому что если у клиента есть рубль, а ты думаешь на пять рублей, то вряд ли из этого что-то получится. Кстати, невесте я бы посоветовала подготовиться к встрече с декоратором и собрать вместе фотографии того, что ей нравится. Если мы видим перед собой мудборды, нам легче понять, чего хочет пара.
«Я советую декораторам смотреть и на какие-то другие смежные отрасли»
Константин: Юль, скажи, пожалуйста, а ты учитываешь то, как будет восприниматься декор гостями? Я задаю такой вопрос, потому что однажды снимал свадьбу, на которой, во время выездной церемонии, гирлянда цветов, свисающих с арки, задевала лицо жениха.
Юлия: Для того чтобы ситуации, которую ты озвучил, не возникали, мы рисуем 3D-эскизы, с помощью которых такие детали можно учесть.
Константин: Какие еще сложности могут возникнуть в работе с масштабным декором?
Юлия: Мало кто умеет с ним работать в принципе. Самые большие сложности возникают с технической точки зрения: чтобы ничего не упало, не разбилось, чтобы никому ничего не мешало, чтобы было не только красиво, но и удобно. Это очень большая ответственность, поэтому на всех наших проектах есть технический директор.
Nevesta.Moscow: Ксения Афанасьева рассказывала нам про ваш совместный проект в отеле Four Seasons и упомянула, что при его разработке вы проводили не одну репетицию оформления гостевых столов. Расскажите, зачем нужны эти репетиции? И что именно вы обычно на них показываете?
Юлия: Показать на такой репетиции можно только детали: столы, сервировку, бокалы, композицию. Они нужны, чтобы клиент увидел масштаб. Тогда приходит понимание не только того, как это выглядит, но и того, почему в смете стоит та или иная цена.
Nevesta.Moscow: Костя, на таких репетициях фотограф обычно не присутствует. Есть ли какой то смысл приглашать и фотографа тоже?
Константин: Желательно приглашать еще не только фотографа, но и художника по свету. Вот тогда мы сможем увидеть все нюансы. Это следующий этап профессионализма, и он очень важен.
Юлия: Полностью согласна! Будущая очень высокооплачиваемая профессия — это художник по свету. Рынок действительно очень нуждается в профессионалах!
Константин: Юля, скажи, как ты оцениваешь уровень российских свадеб с точки зрения оформления? Мы долго ориентировались на Запад, но сейчас лично я вижу, что наши свадьбы ни в чем не уступают европейским и американским, а во многом стали даже интереснее. Какое будущее нас ждет, на твой взгляд?
Юлия: Российские декораторы, действительно, делают грандиозные проекты, поражающие идеями и масштабом. Конечно, не всегда нам хватает бюджетов (как, например в арабском мире), роскошных площадок, да и просто удобных пространств, где мы могли бы сделать именно то, что хотим. Думаю, будущее за тем, что мы сами начнем строить интересные локации. А еще будущее за проведением свадеб в красивых местах России. Например, Байкал. Он же вообще не уступает Италии или Франции по красоте пейзажей. Представляете: свадьба на Байкале, регистрация оформлена, скажем, из кедра, детали сделаны самыми настоящими ремесленниками: кузнецами, резчиками по дереву. Стоит привносить в свадьбы наш, русский колорит: у России такая богатая история, красивая природа, столько идей для вдохновения!
Константин: Юль, но мы лет десять пытались избавиться от «русского колорита» на свадьбах.
Юлия: Да, но это — совсем другое. Мы должны показывать себя, и в том числе российские свадьбы, с другой стороны. Мы уже поиграли в Америку, делая розовенькую нежность. Настало время показать нашу богатую культуру и историю, наши ценности. Например, русская свадьба с древних времен богата на роскошные широкие застолья. И можно преподнести это интересно. Есть более глубокие моменты, чем просто использование в декоре «хохломы» и матрешек. Не обязательно поддаваться первым ассоциациям. Бесконечные поля, леса, реки, люди, занимающиеся ремеслом, историки, — нам есть на что опереться. Мы уже не должны копировать картинку, мы должны ее создавать. Я считаю, будущее за этим.
«Стоит привносить в свадьбы наш, русский колорит: у России такая богатая история, красивая природа, столько идей для вдохновения!»
Константин: Это безумно приятно слышать, это вдохновляет! Юль, давай поговорим теперь немного о тебе. Все знают, какие грандиозные проекты ты делаешь, но о тебе самой известно очень мало. Во-первых, ответь на главный вопрос: ты сама замужем?
Юлия: Пока еще нет. Но думаю об этом. Правда, как представлю, что придется делать декорации для себя, — сразу отодвигаю мысли о свадьбе.
Константин: Это наверняка будет свадьба века! Давай вместе пофантазируем: что же это будет?
Юлия: Ну, я однозначно буду искать какое-то красивое и необычное место: с богатой природой и глубокой историей. Вполне возможно, это будет тот же самый Байкал. И конечно, я покажу какие-то новые рискованные решения в декоре. Сами понимаете, никакой классики не будет!
Константин: А расскажи, чем ты занимаешься в свободное время? У тебя есть какое-то хобби?
Юлия: Одно время хобби у меня не было вообще. Сейчас им в некотором роде стал спорт. Я занимаюсь скандинавской ходьбой. Просто в какой-то момент захотелось движения, физической активности.
Константин: Как ты сама оцениваешь свои внутренние качества? Назови свои сильные стороны.
Юлия: У меня внутри есть такой большой-большой двигатель. С одной стороны, он всегда тормошит меня и побуждает идти вперед, — это плюс, с другой — не дает спокойно жить, и это минус. И вообще я — перфекционист и критик.
Константин: А какими качествами должен обладать успешный декоратор?
Юлия: Скорее, не успешный декоратор, а успешный человек. Главное — это понять: кто ты и что тебе нужно. Чувствуешь, что должен чем-то заниматься, — занимайся и никого не слушай! В свое время родители прочили мне будущее юриста, но я не последовала их совету и стала флористом. Если слушать себя, то обязательно добьешься успеха!
Nevesta.Moscow: Юля, скажите, как вы видите свое будущее через несколько лет?
Юлия: Я думала об этом, но сама не знаю ответа. Мои интересы так разнообразны, лежат в разных сферах… В основном, конечно, они связаны с творчеством, с людьми. Может быть, стану психологом. Я вижу себя в будущем значительно более многогранным человеком, чем просто декоратором. Нужно развивать и себя, и свою компанию в разных направлениях. Так что посмотрим через несколько лет, что же у нас получится.
Фотограф: Андрей Парето
Константин Семенихин
Фотограф
Константин популярный московский свадебный фотограф. Его изящные, утонченные и красивые снимки публикуют в известных свадебных журналах.
г. Москва, ул. Гоголевский бульвар, 27
За 10 лет существования собственного бренда, Юлия Шакирова стала одной из самых востребованных дизайнеров событий и трендсеттером в сфере event-декора, получив признание за умение перевоплощать пространство и создавать не просто декорации, а атмосферу события. Среди друзей и клиентов бренда Shakirova Julia: Игорь Крутой, Филипп Киркоров, Максим Галкин, Лайма Вайкуле, Дмитрий Дюжев, Лера Кудрявцева, Константин Крюков, Ксения Бородина, Влад Соколовский и многие другие.
Андрей Парето
Фотограф
Андрей работает в разных жанрах, но особенно увлечен художественно-постановочной арт-съемкой. Особое внимание уделяет искусству свадебной фотографии.