Декоратор Ольга Белецкая: «Свадебное оформление должно отличаться от театрального»

Самая честная, откровенная и развернутая информация, самые интересные мнения, самые острые и волнующие вопросы. В нашей рубрике «Интервью» – мнения звезд свадебной индустрии и дискуссии профессионалов на актуальные темы.

Интервью

Вторая серия наших интервью перед свадебным сезоном — 2016 посвящена декору и флористике. Представляем вашему вниманию интервью с десятью лучшими декораторами, с которыми пообщались самые известные свадебные фотографы Москвы.

Фотограф Надя Колдаева беседует с декоратором Ольгой Белецкой, основательницей и совладелицей мастерской цветов и декора Flowerbazar.

Надя Колдаева: Оля, очень часто интервью начинаются с вопроса о том, как ты пришла к работе на свадьбах. Но ты уже неоднократно отвечала на него, и это легко найти в различных источниках, поэтому я знаю, что в эту сферу ты пришла после своей собственной свадьбы. Ни для кого не секрет, что это достаточно частая история для профессионалов. Расскажи лучше, чем ты занималась до свадеб?

Ольга Белецкая: По образованию я юрист, но в этой области не работала ни дня. Свой карьерный путь я начала с работы в банке в сфере управления персоналом. Потом некоторое время работала в розничной компании, в ресторанном бизнесе. Последнее мое место перед уходом в свадебную сферу — компания в области энергетики. Два года на последнем месте работы я уже занималась флористикой. По инициативе моего мужа и партнера по бизнесу Юрия я уволилась с основной работы. С этого момента развитие нашей компании пошло уже совсем по другому пути. Сразу скажу, что предпринимательскому бизнесу нужно учиться, потому что работа в чужой компании и управление собственным бизнесом — это вещи, которые вообще не пересекаются.

Надя: Тогда подскажи, как уже действительно опытный предприниматель: как найти сотрудников, которые смогут разделить с тобой трудности и поддержать твое дело? Перед любым творческим человеком на определённом этапе встаёт этот вопрос, и я не исключение.

Ольга: Собрать творческую команду — это очень непросто. Прежде всего вы должны соблюдать баланс между творческими и рациональными сотрудниками в команде. Конечно, творчество в свадьбах важно, но без надежной поддержки четких и обязательных людей далеко вы не уйдете. Всегда смотрите к чему более склонен человек и ставьте его на то направление, где он сможет приносить больше пользы. Мы долго и кропотливо собирали команду, и все, кто с нами работает сейчас, — это даже не совсем команда, это практически семья. Мы постоянно учимся и посвящаем время саморазвитию. К сожалению, наша индустрия еще не налажена должным образом. Не всем и не до конца понятно какими навыками должен обладать профессиональный флорист или декоратор. Сейчас реалии таковы, что хорошего профессионала выращиваешь «с нуля». Во многом именно поэтому мы и открыли свой образовательный проект Moscow Flower School.

ольга белецкая интервью фото 2

Надя: А на что всё-таки обращаете внимание в первую очередь при выборе нового сотрудника, что является ключевым?

Ольга: Основы профессии — это чувство стиля, цвета и композиции; умение пользоваться материалами; навыки работы с пространством. Есть и набор других важных качеств: работоспособность, клиентоориентированность, коммуникабельность.

Nevesta.Moscow: Кто сейчас работает в команде Flowerbazar и как поделены обязанности между вашими сотрудниками?

Ольга: У нас есть арт-директор, который отвечает за стилистику и картинку, получающуюся на выходе. Переговоры с клиентами ведет она или я. Разработкой концепции, отрисовкой эскизов, подбором материалов и подготовкой смет занимаются дизайнер и менеджер под руководством арт-директора. Крупные декораторские работы мы доверяем сторонним подрядчикам. За всю «цветочную» часть отвечают шеф-флористы. Кстати, главного флориста мы нашли на нашем мастер-классе. Увидели, какие она делает работы, пригласили в команду — и не ошиблись! Отдельно у нас также есть технические работники, которые отвечают за порядок на складе, логистику, демонтаж. По нашему мнению, флористы, которые с самого утра занимались подготовкой к свадьбе, не должны сами ночью заниматься еще и демонтажем. За порядок с финансами и документооборот отвечает наш бухгалтер, которая по забавному стечению обстоятельств еще и флорист, поэтому всегда может нам помочь и в творческой работе. Так тоже бывает: начали работать с флористом, а потом выяснилось, что она еще и отличный бухгалтер. Как видите, команда у нас собралась немаленькая, ведь это — гигантская работа: сделать так, чтобы эскизы и конечный результат совпадали.



«Прежде всего вы должны соблюдать баланс между творческими и рациональными сотрудниками в команде»


Надя: Понятие «успех» для тебя больше связано с творчеством или финансами? Например, по каким показателям оцениваешь успешность сезона: по количеству «крутых» проектов или по финансовой отчетности?

Ольга: Для нас это всегда тонкая грань, на которой приходится балансировать. С одной стороны то, что мы делаем — это бизнес, и мы следим за тем, чтобы он приносил доход. Но при этом стараемся, чтобы проекты были еще и портфолийными. То есть помогали нам продавать услуги в следующем году.

Надя: Кстати, это очень заметно со стороны, потому что все ваши проекты — разные по стилю: от классики до нестандартных решений. А что ближе лично вам?

Ольга: Все проекты объединяет одно: естественный стиль. Он подразумевает утонченность, изысканность в деталях и материалах. Если это композиция цветов, то она напоминает букеты, собранные в поле. Если текстиль, то никакого гротеска. У нас есть яркие проекты, но они очень гармоничные, каждая деталь на своем месте и соответствует концепции. Вообще, наша особенность в том, что мы не любим перестраивать площадки и делать большие декорации. Но для нас крайне важны детали. Мы за то, что гость не должен чувствовать себя на свадьбе статистом Он садится за стол и видит на своей тарелке красивую салфетку, но она должна быть не просто красивой, она должна быть сделана из хорошей ткани. Даже масштаб должен быть качественно сделан для людей. Скажем, на фотографиях масштабного декора не будет видно вазу, чуть подклеенную скотчем, но гость же это увидит. Это можно сравнить с театральными декорациями: зрителям в зале видно красивую картинку, а артисты вблизи видят недочеты. Но свадьба — это не театральное шоу.

Декоратор Ольга Белецкая: «Свадебные декорации должны отличаться от театральных»
Декоратор Ольга Белецкая: «Свадебные декорации должны отличаться от театральных» фото1
Декоратор Ольга Белецкая: «Свадебные декорации должны отличаться от театральных» фото 2
Декоратор Ольга Белецкая: «Свадебные декорации должны отличаться от театральных» фото 3
Декоратор Ольга Белецкая: «Свадебные декорации должны отличаться от театральных» фото 4
Декоратор Ольга Белецкая: «Свадебные декорации должны отличаться от театральных» фото 5
Декоратор Ольга Белецкая: «Свадебные декорации должны отличаться от театральных» фото 6

Nevesta.Moscow: Есть какие-то стили, которым вы отдаете большее предпочтение?

Ольга: По большому счету — нет. Но что очень важно для нас — это соблюсти чистоту стиля. Все должно быть логично и подчинено общей концепции. Мы следим, чтобы не было лишних элементов, вычурных конструкций и какого-то нагромождения бессмысленных предметов.

Надя: Оля, давай поговорим о традиционно актуальном для невест: есть какие-то специальные приемы, с помощью которых можно сэкономить? На чем сделать акцент, а что можно убрать из сметы расходов, при этом сохранив целостность декора?

Ольга: Мы всегда советуем паре начинать подготовку к свадьбе с разработки концепции. Чтобы в последствие сэкономить бюджет, в самую первую очередь нужно определиться с тем, как, на ваш взгляд, должен выглядеть этот день. И вот только после этого следует выбирать площадку. Пары часто первым делом выбирают площадку, а потом концепцию, и нередко случается так, что выбранная, уже забронированная площадка под эту концепцию не подходит. Приходится перестраивать ее, многое менять. Или, скажем, шатер: в них декор будет стоить гораздо дороже, потому что всегда требуется драпировка тканью. Если изначально площадка подходит, то задача декоратора — грамотно вписать декор в площадку, а не изменить ее. Это самая рациональная и правильная экономия.



«Основы профессии — это чувство стиля, цвета и композиции; умение пользоваться материалами; навыки работы с пространством»


Надя: Согласна, рациональность и здравая логика — это то, о чём нельзя забывать! Я, например, всегда советую не пытаться засунуть в свадебный день всё на свете — несколько часов фотосессии в разных локациях точно лучше перенести на отдельный день. А уж о том, чтобы в основной день свадьбы устраивать ещё и официальную регистрацию в ЗАГСе или просто значительные переезды — и речи нет. Хорошо, что сейчас большинство пар уже изначально это понимают.

Ольга: Мы тоже всегда советуем переносить съемку утра невесты на другой день, если она планируется масштабной. Кстати, в отличный от свадьбы день декорирование такой съемки будет стоить дешевле. Дело в том, что скорее всего перенесена она будет на будни, и организовать команду людей будет легче, так как они уже не будут задействованы на самой свадьбе. И я тоже придерживаюсь мнения, что не стоит пытаться уместить все в один день. На вашей свадьбе работает гигантская команда людей, чтобы невеста почувствовала себя счастливой. А это можно сделать только в комфортных условиях, а не в режиме загруженного и перенасыщенного событиями дня.

Nevesta.Moscow: Допустим к вам пришла подруга, которая доверяет вам в выборе концепции на 100%. И она просит посоветовать площадку. Какие московские места для проведения свадеб посоветуете? Где любите работать больше всего? Какие нравятся интерьеры?

Ольга: Как это ни странно, с площадками в Москве сложно. Их много, но зачастую они как минимум неудобные. Мне нравится ресторан «Мери Джейн». Для небольшой свадьбы я посоветовала бы студию Loft 1905. Там специфический дизайн, но сейчас это модно. А еще ее отличает от многих студий хорошая входная группа. Из загородных площадок — «Свежий ветер» и Berta Spa Village. Если говорить не о Москве, то особенно могу отметить отель Villa Elena в Сочи. Там есть свои нюансы, но на выходе картинка у нас получалась очень красивая.

 



«Все проекты объединяет одно: естественный стиль»


Надя: Соглашусь, площадка — всегда непростой вопрос! Как фотограф, отмечу ещё вот какой важный момент, на который стоит обращать отдельное внимание при выборе загородной площадки: интерьеры, в которых проходят сборы. Для хороших снимков утра практически жизненно необходимы светлые и большие (чтобы разместить всех участников и съёмочную группу) интерьеры, ну и конечно они должны отражать стилистику свадьбы. А у наших загородных площадок пока в этом плане всё очень печально. Пожалуй, стильные интерьеры для сборов могу вспомнить разве что в Berta Spa Village. А вот в Москве в этом плане появился уже достаточно большой выбор — стильные апартаменты в аренду, лофтовые квартирки, фотостудии. Если свадьба в городе, всегда можно подобрать локацию, удобную территориально и поддерживающую общую концепцию. И даже часть фотосессии возможно провести в этих интерьерах.

Nevesta.Moscow: Ольга, давайте проведем небольшой эксперимент. Сейчас наша съемка проходит в зале, который предлагают для свадеб. Давайте представим, что я невеста, у которой здесь предстоит мероприятие. И вот я привела вас сюда и спрашиваю совета: какое оформление выбрать? Как и что вы оцениваете на площадке в первую очередь? И какую предложите концепцию в этом конкретном случае?

Ольга: Здесь хорошее пространство для камерной свадьбы: уютное, с приглушенным светом. Хорошая мебель. Может быть, немного помпезно, но все равно красиво. Можно даже не использовать текстиль, сделать только салфетки в цвет свадьбы. Я бы предложила использовать много свечей, хрусталя, цветную посуду. Столы, согласно последним тенденциям, были бы разные: например, один прямоугольный для самых близких родственников, и несколько круглых, за которыми будут сидеть остальные гости. Причем, круглые столы тоже могут быть разных размеров. Размеры цветочных композиций зависели бы от размера столов. На больших — крупные, объемные; на маленьких — чуть меньше. То есть в итоге мы сохраним одну стилистику, но формы будут разные. Еще важное дополнение: я бы предложила объединить всю историю, заказав одинаковые стулья. Например, черные Chiavari. Отдельно хочется отметить, что здесь очень хороший пол, причем он гармонирует со стенами. А это большая редкость и имеет большое значение для оформления.

ольга белецкая интервью фото 3

Надя: У меня есть подруга-декоратор, которая всегда особенно пристальное внимание обращает на то, чтобы скатерти были идеально отглажены. А у вас есть какие-то свои подобные профессиональные «пунктики»?

Ольга: Назову даже несколько! Ну, во-первых, как я уже говорила, зачастую титанический труд декораторов по созданию идеальной картинки в итоге может быть «убит», если на площадке плохой пол. Следующий момент — это свет. При неправильной работе со светом декор может смотреться плохо. И, конечно же, на общее впечатление влияет само оборудование, стоящее в зале. Некоторые агентства уже работают со специалистами, подбирающими оборудование под нужную стилистику, или вообще прячут его. Это, на мой взгляд, самый высший пилотаж.

Надя: Ооо, не говори, свет на банкете — это и для фотографов больная тема! Это такой же инструмент в наших руках, который может как испортить всю концепцию, так и добавить красоты. Его никак нельзя игнорировать! Обязательно должна быть профессиональная команда по свету, с которой нужно согласовать световую схему. Но при этом, как всегда, нельзя исключать человеческий фактор: иногда на самой свадьбе оказывается очень сложно договориться с художниками по свету, у которых есть свое видение. Вот именно в таких моментах важна слаженная работа команды, и очень здорово, что сейчас все больше агентств серьёзно подходят к этому вопросу.

Ольга: Еще один нюанс для нас — это фото букета. Почему-то очень редко фотографы могут отснять его хорошо и с правильной стороны. Иногда букет очень крутой, а потом смотришь на фото, а 2/3 снимка занимает ножка. Мы решили эту проблему так: утром с букетом мы стали отправлять к невесте флориста, которая рассказывает, какой стороной держать букет и каким образом лучше всего его отснять.



«Мы не любим перестраивать площадки и делать большие декорации»


Надя: Оля, ещё один животрепещущий «фотографский» вопрос. Мне, как человеку, который на протяжении всего дня работает с парой в непосредственном контакте, очень важно познакомиться с ними до свадьбы. Понять насколько сходятся наши вкусы и представления об их свадебном дне. А, так как я репортажный фотограф, то очень ценю эмоции и естественные моменты. Важно даже понимаем ли мы друг друга чисто по-человечески, можем ли найти контакт. Расскажи, а важно ли вам личное общение с парой?

Ольга: Да. Одно из наших обязательных условий работы — это предварительная встреча с клиентом. Чтобы предложить концепцию, нам нужно услышать все пожелания пары, узнать, что для них важно. Ведь все люди очень разные. Например, для одного из наших клиентов было важно безусловно высокое качество посуды. Или однажды четыре встречи подряд мы предлагали разные концепции, но ни одна из них не нравилась. Пока в какой то момент мама невесты не сказала: нам просто нужно много красивых цветов в сиреневой гамме. Бывает и такое — когда какая-то сложная концепция просто не нужна. Поэтому и нужны встречи. Важно услышать клиента.

Надя: Я прочитала в Интернете, что вы состоите в американском сообществе флористов и декораторов. Расскажи про это подробнее: как вы там оказались и что это за сообщество?

Ольга: Когда я готовилась к своей собственной свадьбе, то читала блог Holly Chapple. Несколько лет спустя мы собрались ехать в Америку и написали ей личное сообщение. Честно говоря, мы сами не ожидали, что все так сложится, но в итоге мы были приглашены к ней домой. Так мы начали общаться с Холли, впоследствии посетили ее мастер-классы, потом масштабную конференцию. Собственно говоря, чтобы стать членом сообщества, нужно посетить хотя бы одну из таких конференций. Это качественно другой уровень обучения и взаимодействия в индустрии, и мы хотим создать что-то подобное в России и дать людям возможность учиться у лучших. Что касается сообщества, то у нас были планы привезти интересных спикеров из Америки и пригласить наших профессионалов туда, но, к сожалению, с нынешним курсом доллара реализовать это стало сложнее.



«Зачастую титанический труд декораторов по созданию идеальной картинки в итоге может быть „убит“, если на площадке плохой пол»


Надя: Если говорить о качественно другом уровне не в рамках обучения, а в рамках самого мероприятия: как ты считаешь, что изменится в ближайшем будущем? Может быть, что-то придет к нам из той же Америки?

Ольга: Я думаю, что в скором времени у агентств или у декораторов появится сотрудник, который будет выполнять функцию стилиста всего проекта. Это человек, который будет полностью отвечать за весь концепт, и его роль нельзя путать с ролью организатора, в чьи задачи входит управление именно организационными процессами. Я замечаю, что в Америке уже пользуются услугами таких людей. Значит и мы скоро подтянемся.

Nevesta.Moscow: Если говорить об общих тенденциях предстоящего сезона, то какие изменения ждут российскую свадебную индустрию по части декора?

Ольга: Декораторы больше внимания начнут уделять сервировке, мебели, деталям. Еще на формирование трендов влияет мода. Сейчас актуален стиль 70-х годов, поэтому и в декоре упор будет делаться на минимализм, геометрию, графику, строгие формы и линии. А вот такие стили, как, например, бохо, уйдут. Будут более смелые цветовые сочетания, и в то же время станут популярны свадьбы в чистом белом цвете. А еще популярным станет фудстайлинг, который подразумевает гармоничное сочетание еды и декора. Раньше это был сладкий стол, но сладости на нем не всегда пользуются популярностью. Теперь целостную картинку, где сочетается все — цветы, свечи, декор, блюда, посуда, текстиль, — будут делать и на фуршетных столах.

Декоратор Ольга Белецкая: «Свадебные декорации должны отличаться от театральных» фото 7
Декоратор Ольга Белецкая: «Свадебные декорации должны отличаться от театральных» фото 8
Декоратор Ольга Белецкая: «Свадебные декорации должны отличаться от театральных» фото 9
Декоратор Ольга Белецкая: «Свадебные декорации должны отличаться от театральных» фото 10
Декоратор Ольга Белецкая: «Свадебные декорации должны отличаться от театральных» фото 11
Декоратор Ольга Белецкая: «Свадебные декорации должны отличаться от театральных» фото 12

Nevesta.Moscow: Создание таких фуршетных столов — это симбиоз работы декоратора и ресторана?

Ольга: Думаю, с рестораном это вряд ли получится организовать, ну точно не с каждым. Если только с кейтерингом. Поэтому предоставление блюд для фуршета — это та работа, которую декораторы, скорее всего, заберут у ресторанов.

Nevesta.Moscow: Фудстайлинг будет актуален только на фуршетах? Или на банкете это тоже можно организовать?

Ольга: Организовать это на банкете, скорее всего, не получится. Русские люди привыкли к тому, что еда стоит на столах. В Европе есть прекрасная альтернативная форма подачи — это гала-ужин. Есть и еще один вариант: когда на банкете стоят фуршетные столы и гость сам берет себе любые закуски.



«Я думаю, что в скором времени у агентств или у декораторов появится сотрудник, который будет выполнять функцию стилиста всего проекта»


Надя: Согласна, ужин в виде фуршета — это отличный формат. Я видела разные варианты реализации подобного, работая на свадьбах во Франции, Швейцарии, Италии, в Лос-Анжелесе. Например, в Европе, гала-ужин преподносится очень эффектно. Вынос блюд — это зачастую целое представление. А в Америке как раз, в основном, ставят фуршетные столы. Правда, слышала от «местных», что на среднем уровне у них это часто реализуется достаточно просто и выглядит не очень эффектно: даже посуда бывает пластиковая. Поэтому предложенный вариант, когда есть фуршетные столы, но они красиво оформлены, — это действительно здорово! Единственный минус — это то, что такой формат не всегда поймет старшее поколение. Но в прошедшем сезоне на одной свадьбе у нас был успешно апробирован очень интересный формат: на традиционный ужин было выделено полтора часа. Все поели и перешли в другой зал, где были подготовлены развлечения и все возможности для общения и танцев. А дальнейшие перекусы были организованы уже в фуршетном варианте.

Ольга: Да, это действительно хороший вариант. Я думаю, что как раз подобные разновидности проведения ужина будут организовывать в следующем сезоне.

Надя: Я часто слышала от декораторов о том, что они очень хотят творить и реализовываться, но в этом им мешает отсутствие бюджета. Если бы к тебе пришла пара с неограниченными возможностями, то что бы ты им предложила?

Ольга: Надя, если честно, это самое страшное: когда приходят с бюджетом в разы больше, чем тот, с которым ты привык работать, да еще и говорят, что делать мы можем всё, что хотим. Скорее всего, мы остановили бы выбор на выездной свадьбе. Это сложно, но безумно интересно.



«Популярным станет фудстайлинг, который подразумевает гармоничное сочетание еды и декора»


Надя: Есть что-то такое, что объединяет всех клиентов, которые обращаются к вам? Что для вас важно?

Ольга: Наш клиент — это, как правило, эстет с хорошим вкусом. Для нас очень важен обратный отклик. В течение нескольких месяцев мы постоянно общаемся с клиентом, а потом проходит мероприятие, и контакты обрываются. Прошлым летом мы работали на небольшой свадьбе в Испании. Так вот там пара пригласила всю команду выйти в зал и сказала слова благодарности. Это было безумно приятно и неожиданно. Мы, конечно же, не ждем этого от всех наших пар, но тем не менее для нас очень важна обратная связь и общение после того, как мероприятие закончилось.

Надя: И вот какой вопрос очень хочется задать тебе напоследок: какой твой любимый цветок?

Ольга: Я наверное вас сейчас очень удивлю, но…. душистый горошек!

Фотограф: Андрей Парето

Надя Колдаева

Фотограф
ПортфолиоНа Горько!17 статей

По крупинкам Надя «собирает» особую атмосферу свадебного дня. Фотограф, при репортажной съемке, уделяет внимание деталям, считая что самое главное — в малых и едва заметных событиях, в гармонии деталей, в моменте, когда перехватывает дыхание.

Flowerbazar

Студия декора
ПрофильНа Горько!31 статей

Творческая студия flowerbazar появилась в 2011 году, была основана как маленькая цветочная лавка. В 2015 году команда создала концепт и оформление более 50 свадеб. Студия работает руководствуясь одной простой истиной: цветы прекрасны сами по себе.

Flowerbazar

Студия декора
ПрофильНа Горько!31 статей

Творческая студия flowerbazar появилась в 2011 году, была основана как маленькая цветочная лавка. В 2015 году команда создала концепт и оформление более 50 свадеб. Студия работает руководствуясь одной простой истиной: цветы прекрасны сами по себе.

Андрей Парето

Фотограф
ПортфолиоНа Горько!2 статьи

Андрей работает в разных жанрах, но особенно увлечен художественно-постановочной арт-съемкой. Особое внимание уделяет искусству свадебной фотографии.